Ко Дню всенародной памяти жертв Великой Отечественной войны. Так начиналась война


Памятник на братской могиле погибших воинов около д. Дубинцы.


22 июня мы отмечаем очередную дату со дня начала самой страшной войны —  Великой Отечественной. На Вороновщину она пришла уже на второй день.

Многократное преимущество в живой силе, артиллерии и танках, полное господство в воздухе, внезапное нападение, неподготовленность советских войск для отпора позволили врагу уже в первые дни войны достичь значительного успеха. Сопротивление наших войск было героическим, самоотверженным, но разрозненным.

В середине июня 1941-го 17-я и 37-я дивизии Западного фронта из Витебска, Полоцка, Лепеля начали движение в район Лиды, ближе к границе. Делалось это под видом подготовки к учениям. Стрелковые и легкие артиллерийские полки дивизии двинулись походным порядком, а боеприпасы должны были доставить позже железной дорогой.

Перед 17-ой и 37-ой стрелковыми дивизиями была поставлена задача выдвигаться для обороны на рубеж Варена-Новая Казаковщина-Дубинцы-река Дитва. Но половина этой территории была уже занята противником. В итоге отдельные части были вынуждены вступать в бой без гаубичного артиллерийского полка, противотанкового и зенитного артиллерийского дивизионов.

К небольшой безымянной высотке возле д. Дубинцы 55-й стрелковый полк 17-ой дивизии подошел к полудню. Шел второй день войны. Командир полка майор Р.Г. Скрипка приказал окапываться, но было поздно. В нескольких десятках метров от передовых позиций полка разорвались первые мины. Затем фашистская цепь пос­пешно пошла в наступление. Одна за другой отбивалась атака противника. Потери росли с обеих сторон.

Перегруппировав свои силы, фашисты выдвинули танки. Двенадцать часов длился бой на Дубинской горе. За это время были сожжены пять вражеских танков, уничтожены несколько артиллерийских и минометных батарей, самолет-разведчик, бо­лее сотни фрицев нашли здесь свою смерть.

В наступившей темноте под давлением превосходящих сил противника остатки пол­ка отступили за Дитву, оставив на вышине стрелковую роту в качестве тыловой заставы. Бойцы должны были присоединиться к полку утром. Но этому не суждено было сбыться.

Из воспоминаний Марии Адамовны Адамонис, местной жительницы:

«Мне тогда было 11 лет. Мой отец, увидев на подступах немецкие автомашины с мотопехотой, поспешил спрятать свою семью на болоте. Этим он и уберег нас с сестрой от гибели. Укрылись в зарослях. Сердце не раз замирало. Оглушительные взрывы вдалеке, бесперебойные очереди, гул немецких самолетов, свист снарядов… Позже, когда все затихло, вернулись в деревню, где уже были немцы. Местные жители пошли хоронить убитых. Пытались укрыть раненых солдат — их было пятеро. Но немцы, обнаружив их, тут же расстреляли. В общей могиле оказались 27 погибших неизвестных воинов и И. Рассолько — при нем были документы. Неподалеку похоронили и шестерых немецких солдат».

В первые дни войны на нашей приграничной территории полегло немало советских воинов. Память о них увековечили памятники на местах захоронений. В 1941 году в Новосадах похоронены 3 солдата, в Запрудянах — 2, в Смильгинях — 4, Бастунах — 2. Есть захоронения погибших в 41-м в Трокелях и Вороново. На Дубинской горе покоятся 28 человек. К сожалению, известно имя только одного солдата. Вечный покой героям Великой Отечественной войны.

Записала Галина ШЛЕМПО.

Фото Олега БЕЛЬСКОГО.
Добавление комментария
CAPTCHA
*