Просто «мама». Антонине Беляковой 14 июля исполнилось бы 90

Люди и судьбы 20 июля 17 1908
b757ab02db44a92d61df65ac12b6bfa0_L

Те, кто знал Антонину Ивановну Белякову, уважали и ценили эту женщину, называя ее просто «мама». География трудовой деятельности Антонины Ивановны обширна – Ивьевский, Щучинский, Зельвенский, Вороновский районы, но настоящим расцветом ее организаторского таланта стали годы работы в Гродненском.

В 38 лет ей доверили самый большой район области, вспоминает Лилия Кашенкова, – председатель женской организации «Надежда». – Все поражались, как она смогла соединить в себе огромную работоспособность, организаторский талант и глубокие знания сельскохозяйственного производства.

Антонина Ивановна много внимания уделяла внедрению новых технологий возделывания сельскохозяйственных культур, переводу животноводства на интенсивный путь развития. Для этого строились новые складские помещения, животноводческие фермы и комплексы. Менее чем за десять лет была осуществлена механизация сельского хозяйства. Антонина Белякова оптимально структурировала территории колхозов и совхозов.

Но, пожалуй, самой большой заслугой Беляковой было умение работать с кадрами всех уровней. Антонина Ивановна приветствовала преемственность и трудовые династии на промышленных и сельскохозяйственных предприятиях. Она не боялась выдвигать на руководящие должности молодежь.

Мудрость и авторитет приобретала Антонина Белякова, общаясь с простыми людьми. Каждое рабочее утро она начинала с посещения животноводческих ферм и механизированных станов, останавливалась в деревнях и беседовала с людьми, помогала им. Жители района знали: если пойдешь на прием к Антонине Ивановне – вопрос будет решен положительно.

Она ценила честность и трудоспособность людей, преданность своему делу. При Антонине Ивановне звания Героев Социалистического Труда были удостоены С. И. Абужинский, М. В. Бартошевич (Заневская), Е. И. Богдан, В. С. Вачинская, П. И. Деньщиков, Ф. П. Дайнеко, А. И. Дубко, А. Ф. Клява, Е. И. Манина, М. Е. Мелешко, И. П. Сенько, Ф. П. Сенько, Е. Ф. Сидорчук, Г. И. Ткачук.

Как руководитель она понимала, что для комфорта и стимулирования производственной деятельности людей необходимо создавать социальную инфраструктуру. Много энергии и труда вкладывала в строительство дорог, школ, дошкольных учреждений, магазинов, Домов культуры, библиотек на селе. В течение тех лет, когда Антонина Ивановна руководила районом, он был лидером практически по всем показателям в республике. В 1978 году ей было присвоено звание Героя Социалистического Труда.

Антонина Ивановна — это целая история в жизни района и области. Из рук Л. И. Брежнева она получала Звезду Героя, была лично знакома с П. М. Машеровым, который часто приезжал на Гродненщину, чтобы посоветоваться с Антониной Ивановной.

Белякова имела много наград, среди них три ордена Ленина, орден Октябрьской революции, «Знак Почета», но больше всего гордилась, что она – дочь белорусского народа, хотя родилась в России в Тверской области, в деревне Бабино.

Антонина Ивановна избиралась депутатом Верховного Совета СССР, дважды – депутатом Верховного Совета БССР, в течение 14 лет — членом ЦК КПБ.

И совсем не случайно, что в районе учредили медаль им. А.И. Беляковой, которой награждают лучших работников. А вскоре на здании райисполкома появится мемориальная доска в честь этой удивительной женщины-руководителя.




Всегда ценила кадры


Михаил КАМАРЕЦ:


— Первая встреча с Антониной Ивановной у меня произошла, когда еще был студентом. После четвертого курса мы только вернулись с практики, как получили сообщение о том, что нас, 10 старшекурсников, вызывают в райком партии. Поволновались немножко, конечно. Оказалось, что надо было радоваться: нам предложили распределиться в Гродненский район. Лично я от счастья был на десятом небе: в райкоме столь заботливо относились лишь к тем студентам, которые отслужили армию. А я – «зеленец». Но когда был сдан последний экзамен, мне всё же посоветовали отслужить срочную и распределили в Ошмянский район. Правда, там я до армии пробыл считанные месяцы. А после срочной пошел в управление сельского хозяйства Гродненского района и получил путевку в совхоз им. Ольги Соломовой агрономом-семеноводом. Перед этим состоялась беседа с Антониной Ивановной.

Помню как теперь: встретила она меня приязно. Стала выяснять, откуда я родом. Говорю: «Из Зельвенского района, деревня Бережки». Вижу, как побледнела Белякова. «Что случилось?» – не понял я. Оказывается, с этим селом у Антонины Ивановны были неприятные воспоминания. Дело было так. Она работала в местной машинно-тракторной станции агрономом. Руководство направило ее в Бережки на уборку зерновых, выделив конную жнейку, но не предупредило о том, что поспешило с докладом наверх об организации там колхоза. Люди мирно жали на своих полосках серпами жито и не думали о том, что кто-то вдруг ворвется и станет у них на глазах его косить. Моя мать тоже была в поле, а я рядом посапывал в люльке под кустиком. Не знаю, имела ли она какое-то отношение к тому, что произошло дальше, но тогда крестьяне ополчились на бригадира и Белякову и сильно их избили, порезали упряжь на конях. В колхоз люди спустя какое-то время вступили, а вот Антонина Ивановна больше туда ни ногой.

Я убедил Белякову, что ничего общего не имею с теми людьми, которые в качестве аргумента используют кулаки, хотя и спортсменом был накачанным.

Благодаря Антонине Ивановне очень быстро поднялся по служебной лестнице – стал агрономом, затем заместителем председателя колхоза, директором совхоза «Скидельский» (впоследствии колхоза), а затем 11 лет руководил Гродненским районом.

Антонина Ивановна всегда ценила кадры. Помню, как однажды в пикантной ситуации она проявила такую житейскую мудрость, которую я запомнил навсегда. Когда она уходила, а был это 1985 год, с коллегами решили ей организовать теплые человеческие проводы. Она была на даче, сажала яблони. Мы вручили ей цветы и сувенир и очень растрогали своим вниманием. В жизни ведь было всякое: и журила она нас, и хвалила, но никогда не делала это перед чужими людьми, всегда считала, что в Гродненском районе трудятся лучшие кадры. Когда привезли на ее место преемника из другого района, она обиделась. В сердцах сказала: возьмите мяч, бросьте в зал, в кого он попадет, тот обязательно справится с работой секретаря райкома партии… М-да, уверенности ей было не занимать. Может, потому свободно могла позвонить в Москву любому министру, высказать свое мнение.

Я знаю, что и губернатор области Александр Дубко с ней советовался насчет моей кандидатуры в качестве председателя райисполкома. Так что с ее подачи я стал руководить районом.

И еще об одном хочу сказать. Антонина Ивановна всегда проявляла интерес к тому, чтобы сохранить семейные пары. Однажды мы поздно возвращались с партийно-хозяйственного актива в Щучинском районе. Она лично заехала к моей супруге и извинилась за то, что столь поздно я вернулся домой.

Каждый из нас не безгрешен. Не была святой и Антонина Ивановна. Но главное, говоря по-белорусски, она всегда оставалась людской.




Путевка в жизнь


Василий ГУСТЫРЬ, председатель СПК «Свислочь»:


— В феврале 1972 года я устраивался на работу главным агрономом в колхозе имени Заслонова, что в деревне Саволевка. В обязательном порядке все главные специалисты должны были пройти своего рода собеседование в райкоме партии и в основном в кабинете первого секретаря райкома Антонины Ивановны Беляковой. Я попал к ней и вышел оттуда то ли просветленный, то ли озадаченный: за эти десять минут со мной что-то произошло. Так доходчиво, так по-матерински со мной еще никто не разговаривал. Это был талант идеолога, женщины — убедить, доказать, обосновать и увидеть человека.

Помню, когда работал в колхозе «Октябрь» и меня «сватали» в «Свислочь», мы поехали по совхозу с тогдашним председателем Виктором Ивановичем Шароваром на «Волге» первого секретаря райкома. Заехали на ферму «Горны», и Антонина Ивановна в нашем присутствии беседовала с заведующей. Расспрашивала ее как мать! Тогда Виктор Иванович сказал: «Если бы со мной кто-нибудь в 20 лет вот так поговорил, у меня бы это осталось на всю жизнь. И я делал бы только то, что мне тогда сказали. Обычно мы, молодые, не слушаем, что нам говорят старшие, а потом сожалеем». Антонина Ивановна умела и, главное, у нее было желание из подрастающего поколения сделать людей. И она видела всех насквозь.

Когда я стал директором совхоза «Свислочь», Антонина Ивановна неоднократно приезжала сюда, заходила в дом. Она практически знала каждого тракториста в районе, который работал более 10 лет, в лицо и по имени-отчеству. В каждом хозяйстве! А тогда их было более 40. Я уже не говорю про главных специалистов.

Когда Антонина Белякова ушла на пенсию и работала заведующей отделом писем и организации приема граждан Гродненского облисполкома, всё равно интересовалась жизнью района. Мы как-то организовали в Озерах мероприятие по случаю ее 60-летия. Тогда сколько нас было руководителей хозяйств, мы все сказали: «Вы – наша мать, которая дала нам путевку в жизнь». Это действительно было так. Она нас любила, воспитывала, подсказывала – по-матерински. И если надо, то наказывала, как мать – с любовью. У нее кто ни увольнялся, не остался без работы. Она не бросала человека наедине с судьбой. Я уважаю Антонину Ивановну как свою вторую мать.

Авторы:  Тамара Рудак, Инга Ласмане.

http://rgazeta.by
Добавление комментария
CAPTCHA
*