15 марта – День потребителя. Защита прав потребителей в эпоху умных технологий

Актуально 15 марта 19 800
Картинки по запросу день потребителя

День защиты прав потребителей очень важный и нужный праздник. Ежегодно его отмечают 15 марта. Именно он помогает нам вспомнить о том, что все мы имеем право на безопасность, правдивую информацию, свободу выбора и право быть услышанным.

День потребителя в Республике Беларусь в  2019 году пройдет под девизом «Защита прав потребителей в эпоху умных технологий».

В эпоху развития компьютерной грамотности и цифровых технологий многие из нас пользуются услугами интернет-магазинов .  

Так, уже привычными для граждан стали услуги по обеспечению онлайн-оплаты покупок товаров, услуг ЖКУ, мобильной связи, Интернета, железнодорожных и авиабилетов и др.

Все активнее интернет-торговля входит в повседневную жизнь. Сегодня посредством интернет-магазина можно приобрести самый разнообразный товар. Как правило,   реализуются через указанные магазины  книги, диски, компьютерная техника, сотовые телефоны, стиральные машины, телевизоры, запасные части к автомобилям и т.д.

В соответствии с п.8 ст.1 Закона № 128-З «О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь» под интернет-магазином понимается информационный ресурс субъекта торговли в глобальной компьютерной сети Интернет, позволяющий осуществить заказ на приобретение или выбор и приобретение товаров без (вне) торгового объекта.

Таким образом, интернет-магазин представляет собой страницу информационного ресурса в сети Интернет (зона by), размещенную на территории Республики Беларусь и зарегистрированную в установленном порядке (п.2 Указа Президента РБ от 01.02.2010 № 60 «О мерах по совершенствованию использования национального сегмента сети Интернет») под определенным адресом, позволяющим отличить данную страницу от других страниц информационного ресурса. Такая страница должна содержать информацию о продавце и товарах, включая цену товара, контактные телефоны, по которым можно заказать товар. Главный признак интернет-магазина - содержание на странице информации, которая позволяет потребителю осуществить выбор, заказ и (или) приобретение товара.

У покупателя появилась возможность оперативно изучать рынок предлагаемых товаров, не выходя из дома. Для потребителя интернет-торговля имеет следующие преимущества:

  • товар реализуется, как правило, по более низкой цене, чем в обычном магазине (у продавца отсутствуют затраты по аренде торгового зала и т.д.);

  • осуществляется доставка товара покупателю в удобное для него время и в указанное им место;

  • покупатель экономит время на посещении магазина;

  • имеется возможность сопоставить товары и цены сразу нескольких продавцов и т.д.


Картинки по запросу покупки в интернете

         Интернет открывает перед потребителями больше возможностей, давая доступ к широкому ассортименту товаров.  Активность пользователей набирает рост, в связи с общедоступностью, удобством, быстротой удовлетворения своих потребностей.

         Потребитель, при интернет-продажах защищен не меньше, чем в традиционной торговле, и несомненно, большинство потребителей, довольны развитием современных цифровых технологий, но остаются вопросы, как обезопасить себя при работе с онлайн-сервисами и исключить вероятность быть обманутыми, при этом не просто  не получить заказанный товар, но еще и остаться без денег, заплаченных за него.

Закон Республики Беларусь  9 января 2002 г. № 90-З «О защите прав потребителей» устанавливает права потребителей и определяет механизмы реализации их защиты. Знание потребителем и продавцом своих основных прав и обязанностей помогает правильно действовать в спорных ситуациях.

Необходимо учитывать, что законодательством четко определено, какая информация должна быть предоставлена потребителю до момента заключения договора розничной купли-продажи товара по образцам, а какая - в момент доставки.

Так, в соответствии с п.4 ст.7 Закона № 90-З и подп.9.2 п.9 Правил торговли по образцам при торговле по образцам вне торгового объекта, в т.ч. и при реализации товара через интернет-магазины, продавец должен предоставить покупателю следующую информацию:

1) до момента заключения договора:

- наименование товара;

- указание на нормативные документы, устанавливающие требования к качеству товара (для товара, выпускаемого по таким нормативным документам);

- сведения об основных потребительских свойствах товара, а в отношении пищевых продуктов - о составе, пищевой ценности (для продуктов, предназначенных для детского, лечебного и диетического питания, - калорийность, наличие витаминов и иные показатели, о которых в соответствии с законодательством необходимо информировать покупателя), указание на то, что пищевой продукт является генетически модифицированным, если в нем содержатся генетически модифицированные составляющие (компоненты), а также в случаях и порядке, определяемых Правительством РБ, сведения о наличии вредных для жизни и здоровья покупателя веществ, сравнение (соотнесение) этой информации с нормативными документами, устанавливающими требования к качеству товара, о показаниях к применению отдельными возрастными группами;

- цену и условия оплаты товаров;

- гарантийный срок, если он установлен;

- рекомендации по приготовлению пищевых продуктов, если этого требует специфика таких продуктов;

- дату изготовления (фасования), и (или) срок службы, и (или) срок годности, и (или) срок хранения товаров, если они установлены для конкретных товаров, указание условий хранения товаров, если они отличаются от обычных условий хранения соответствующих товаров либо требуют специальных условий хранения, а также сведения о необходимых действиях покупателя по истечении указанных сроков и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товары по истечении указанных сроков представляют опасность для жизни, здоровья, наследственности и имущества покупателя и окружающей среды или становятся непригодными для использования по назначению;

- наименование (фирменное наименование), место нахождения изготовителя (продавца), а также при наличии импортера, представителя, ремонтной организации, уполномоченной изготовителем (продавцом, поставщиком, представителем) на устранение недостатков товара и (или) его техническое обслуживание; если изготовителем (продавцом, импортером, представителем, ремонтной организацией) является индивидуальный предприниматель - фамилию, собственное имя, отчество (если таковое имеется) индивидуального предпринимателя;

- сведения о подтверждении соответствия товаров, подлежащих обязательному подтверждению соответствия, требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации;

- количество или комплектность товара;

- сведения о сроке доставки товара, цене и об условиях оплаты доставки товара;

Картинки по запросу доставка покупок

2) при доставке товара:

- необходимые сведения о правилах и об условиях эффективного и безопасного использования товаров, в т.ч. ухода за ними, и иные сведения, которые в соответствии с законодательством или соответствующими договорами обязательны для предоставления покупателю, в т.ч. относящиеся к договору сведения по просьбе покупателя;

- штриховой идентификационный код, если законодательством предусмотрено обязательное маркирование товаров таким кодом.

         Чтобы минимизировать риски при покупке товаров, следует помнить основные правила покупки товаров через сеть Интернет.

Необходимо потратить немного времени на изучение интернет-магазина, где планируется покупка товара. Следует поискать отзывы клиентов этого магазина в Интернете. Обратить внимание на качество товара и обслуживания, на сроки доставки и другое.  Не стоит доверять только отзывам покупателей, оставленным на сайте самого магазина, найдите сторонние ресурсы. Выбирая интернет-магазин, обратите внимание на страницу «О компании» или «О нас», там должны присутствовать юридический и физический адрес компании, телефоны и прочая контактная информация. 

Зная об этом шансов получить некачественную услугу гораздо меньше. Ведь если и продавец и покупатель будут помнить свои права и обязанности, спорные вопросы будут решаться бесконфликтно, или хотя бы проще.

Люди становятся все более занятыми, поэтому время для многих в большом дефиците. Это одна из причин, по которой торговля посредством Интернета будет развиваться. Но при этом успешными будут лишь те интернет-магазины, которые:

1) заботятся о клиенте: их страницы содержат полную информацию о продавце и товаре, наглядно оформлены, т.е. помимо информации имеют фото товара и т.п.;

2) оперативно осуществляют доставку. Если бы доставка не занимала много времени, людей, покупающих через Интернет, было бы гораздо больше - покупатели нетерпеливы. Проблема оперативности доставки решится, когда интернет-магазины появятся в каждом городе и доставка будет осуществляться в течение суток.

Хороший интернет-магазин формирует круг постоянных покупателей, а также своей хорошей репутацией может привлечь новых клиентов.

От доверия и безопасности потребителей зависит успешность развития цифровой экономики.
Добавление комментария
CAPTCHA
*