Болит в душе Афганистан

Страницы истории 13 февраля 18 2386
Болит в душе Афганистан
1C9A0187

«Не позабыть тех дорог. Нет, не позабыть тех тревог. Мужества урок, что той страной нам был дан…» Именно эти строки из песни группы «Голубые береты» всплыли в памяти во время беседы с вороновцем Валерьяном Суцкелем. Полтора года он провел в неспокойном Афганистане. Рассказывая о том времени, собеседник много шутил, а в глазах… В них читались затаенные грусть и боль.

Май 1980-го… Позади учеба в Вороновской школе, СПТУ-190. В руках — права тракториста и водителя. А впереди — служба в Советской Армии. Валерьяна направили в учебное подразделение возле Волгограда. Здесь и пригодились полученные на гражданке знания — его определили механиком-водителем ПТС. После пяти с половиной месяцев «учебки», как говорит Валерьян Валерьянович, молодых бойцов стали «сортировать». Он попал в Среднюю Азию, в населенный пункт Чарджоу. Двенадцать парней, в том числе и рядовой Суцкель, написали рапорт с просьбой добровольно направить их для оказания помощи в дружественную страну Афганистан. И это вопреки тому, что цинковые гробы приходили по всему Союзу, в «Красной звезде» публиковались статьи о военных действиях.

— Не знаю, что это было. Судьба? Почему добровольно? — задумывается собеседник. — Да понятие такое было — патриотизм. Это теперь многие к нему скептически относятся. А тогда Советский Союз был мощной страной. Мы знали: надо защитить свое государство, не допустить к южным рубежам «дядю Джона». Были правы или нет?.. Когда ты там, ты прав. Наверное, так надо было...

В ноябре 1980 года Валерьяна вместе с сослуживцами самолетом доставили в Кабул. Встретили старослужащие и сразу же предупредили: «Если по дороге к месту будет обстрел — не бежать. Все под машину, как цыплята под наседку. А там уже разберемся».

3

Вскоре прибыли на постоянное место дислокации — в Баграм, в инженерные войска саперного батальона. И здесь солдат Суцкель был механиком-водителем ПТС. Жили в палатках, так как ничего не было, многое сами для себя строили, даже овощехранилище. Зимой вместе с другими ребятами регулировал движение через перевал Саланг.

— Неправда, что в Афганистане жара круглый год, — вспоминает Валерьян Суцкель. — Зимой там очень холодно. Восемь градусов мороза с ветром ощущаются, как минус двадцать. И машины застревали на перевале, некоторые глохли.

Один из дней, когда его рота возвращалась из Саланга, навсегда врезался в память. 31 декабря 1981 года Валерьян Валерьянович считает черным днем своей афганской жизни. Вместе с другими попал в засаду, под обстрел. Это был первый бой, первая потеря. На его глазах  молодой офицер, земляк из Пинска, Игорь Федорович получил рикошетом ранение в голову. На следующий день его не стало. Потеря товарища очень потрясла. Спустя годы своего старшего сына Валерьян назовет Игорем, вместе с ним поедет к родителям погибшего, побывает на его могиле.

— Помню, как тогда дурно, плохо было, — с грустью рассказывает мужчина. — Когда ты в первый раз стреляешь в человека, тоже мало приятного. В какие-то минуты пересилить себя надо, а потом привыкаешь…

Насколько привычной стала армейская жизнь, понял после дембеля 27 апреля 1982 года — на гражданке. Жизнь на малой родине была другая — размеренная, спокойная. К ней еще надо было приспособиться бывшему солдату.

1

— У меня даже вышел курьезный случай, — улыбнулся Валерьян Валерьянович. — Не прошло и недели после возвращения домой, как отправился в гости к родственникам. Иду через парк, вдоль дорожек которого тогда росли кусты. Вдруг какие-то негодники бросили петарду. Сразу же сработал инстинкт самосохранения. Через эти кусты я побежал в противоположную сторону, чтобы укрыться. Вот так привыкал жить без войны…

После армии устроился водителем в райпо, затем — в ПМК-52. В 1993 году прошел курсы прапорщика в Бресте. Развал Советского Союза, установление границы с Литвой. Валерьян Валерьянович снова пошел служить — прапорщиком-контролером на пограничный пост «Бенякони».

Сегодня В.В. Суцкель на заслуженном отдыхе. Увлекается рыбалкой, охотой и пчеловодством. Радуют отца и дедушку сыновья, внуки. Но все же иногда «в гости» приходит ностальгия. Тогда он берет в руки старые, пожелтевшие от времени фотографии, которые делал когда-то сам. На них в улыбке застыли лица друзей-сослуживцев. Афганистан — это дорогая память о прошлом и боль за ушедших из жизни...

Марина КОНДРАТОВИЧ.

Фото Олега БЕЛЬСКОГО

и из архива Валерьяна СУЦКЕЛЯ.