185 лет «Герою нашего времени» Михаила Лермонтова
Здравствуйте, дорогие читатели! Представляем вашему вниманию роман Михаила Лермонтова «Герой нашего времени» – в 2025 году этому произведению исполняется 185 лет.
Жизнь М. Ю. Лермонтова, вошедшего в историю русской литературы как последний яркий поэт-романтик 1830-х годов, была мгновенна и ослепительна, как проблеск молнии на грозовом небе. Он прошел весь круг жизни со взлетами вдохновения и горечью разочарований. Один из немногих, он добился признания еще при жизни. Но, к сожалению, ушел очень рано – поэту было всего 26 лет. Его творческая деятельность продолжалась всего 13 лет. Но за это время он успел вписать себя в историю русской литературы, завершить развитие русской романтической прозы и заложить основы русского реалистического романа.
В 1840 году в печати отдельным изданием был опубликован «Герой нашего времени» – удивительный по глубине образов и совершенству литературного слога роман. Он стал первым психологическим романом в русской литературе. От созерцательности и гармоничной уравновешенности Пушкина и Гоголя Лермонтов переходит к подробному анализу нравственного состояния человека. Душа человека впервые предстает крупным планом и так ярко. Это было обусловлено не только своеобразием лермонтовского дара, но и объективными факторами – с одной стороны, ходом развития литературы, с другой – особенностью идейного и духовного развития общества в ту эпоху.
Структура «Героя нашего времени» своеобразна. Это роман, но и одновременно цикл повестей с общим главным героем, а иногда и рассказчиком. Каждая из повестей имеет свою индивидуальную жанровую характеристику. «Бэла» сродни так называемой «кавказской новелле» (сюжет о приключениях русского офицера на Кавказе), «Максим Максимыч» – в духе очерка, путевых заметок, «Тамань» – новелла с авантюрным и слегка фантасмагорическим сюжетом, заставляющим вспомнить мир баллад, «Княжна Мэри» – психологическая повесть из светской жизни, а «Фаталист» – философская повесть-притча. Кроме того, есть еще два предисловия – одно к роману, а другое – к дневникам Печорина, это публицистика, играющая роль комментария. К жанровым компонентам романа следует отнести и дневник.
Хронологический порядок частей романа нарушен. Такое расположение служит особым художественным задачам: в частности, сначала главный герой произведения Григорий Печорин показывается глазами старого знакомого, штабс-капитана Максима Максимыча, а только затем мы видим его изнутри, по записям из дневника. Нарушение хронологии событий можно истолковать и в романтическом духе, учитывая известный нам конфликт лермонтовского героя с временем, неприятие самой идеи времени в поэтическом мире Лермонтова. Автор изображает судьбу своего героя как бы вне зависимости от временных рамок. Лермонтов отказывается от принципа романа-«истории», романа-«биографии» и создает роман-портрет (портрет поколения в лице Печорина).
В романе «Герой нашего времени» автор затрагивает многие философские вопросы, издавна волнующие человека. В жизни главного героя отсутствуют любовь и дружба. На примере взаимоотношений с Бэлой и Максимом Максимычем можно рассмотреть вопрос, достижима ли гармония в отношениях с человеком, не похожим на тебя. Выясняется, что Печорину это не удается. Во взаимоотношениях с людьми, близкими по социальному и культурному статусу, видны фальшь и позерство. Взаимоотношения с Грушницким и Мэри зависят от норм поведения, законов светского общества. Впоследствии эта тема, типично лермонтовская, разрабатывается Л. Н. Толстым в романе «Война и мир».
В жизни Печорина подлинно близкие отношения, не зависящие от внешних факторов, складываются с Верой и доктором Вернером. Но гармонии и здесь не достигается. Создается впечатление, что в жизни Печорина нет места подлинным, реальным отношениям с людьми. В дневнике он пишет, что не понял своего «высокого назначения». В его жизни не хватает творческого импульса, энтузиазма. Григорий Печорин скучает, не делает решительных шагов навстречу своей судьбе. Жизнь ему кажется пустой и бессмысленной.
Такое же настроение мы видим в стихотворениях М. Ю. Лермонтова «И скучно, и грустно…», «Мое грядущее в тумане…». Этот вакуум – не особенность одного Печорина, автор хочет сказать, что это – болезнь целого поколения. А может быть, даже общечеловеческая. К этой проблематике впоследствии обращаются авторы крупных философских романов – Л. Н. Толстой и Ф. М. Достоевский.
А мы приглашаем вас, дорогие и любимые читатели, перечитать знакомые со школьной скамьи страницы «Героя нашего времени» и попробовать разобраться в сложной экзистенциальной, социальной и этической проблематике романа. Мы ждем вас в библиотеках района.
Людмила Фурман,
заведующий отдела маркетинга, социокультурной деятельности и методической работы ГУК «Вороновская районная библиотека».