185 лет «Герою нашего времени» Михаила Лермонтова

Общество 26 февраля 25 538
185 лет «Герою нашего времени» Михаила Лермонтова

Здравствуйте, дорогие читатели! Представляем вашему вниманию роман Михаила Лермонтова «Герой нашего времени» – в 2025 году этому произведению исполняется 185 лет.

Жизнь М. Ю. Лермонтова, вошедшего в историю русской литературы как последний яркий поэт-романтик 1830-х годов, была мгновенна и ослепительна, как проблеск молнии на грозовом небе. Он прошел весь круг жизни со взлетами вдохновения и горечью разочарований. Один из немногих, он добился признания еще при жизни. Но, к сожалению, ушел очень рано – поэту было всего 26 лет. Его творческая деятельность продолжалась всего 13 лет. Но за это время он успел вписать себя в историю русской литературы, завершить развитие русской романтической прозы и заложить основы русского реалистического романа.

В 1840 году в печати отдельным изданием был опубликован «Герой нашего времени» – удивительный по глубине образов и совершенству литературного слога роман. Он стал первым психологическим романом в русской литературе. От созерцательности и гармоничной уравновешенности Пушкина и Гоголя Лермонтов переходит к подробному анализу нравственного состояния человека. Душа человека впервые предстает крупным планом и так ярко. Это было обусловлено не только своеобразием лермонтовского дара, но и объективными факторами – с одной стороны, ходом развития литературы, с другой – особенностью идейного и духовного развития общества в ту эпоху.

Структура «Героя нашего времени» своеобразна. Это роман, но и одновременно цикл повестей с общим главным героем, а иногда и рассказчиком. Каждая из повестей имеет свою индивидуальную жанровую характеристику. «Бэла» сродни так называемой «кавказской новелле» (сюжет о приключениях русского офицера на Кавказе), «Максим Максимыч» – в духе очерка, путевых заметок, «Тамань» – новелла с авантюрным и слегка фантасмагорическим сюжетом, заставляющим вспомнить мир баллад, «Княжна Мэри» – психологическая повесть из светской жизни, а «Фаталист» – философская повесть-притча. Кроме того, есть еще два предисловия – одно к роману, а другое – к дневникам Печорина, это публицистика, играющая роль комментария. К жанровым компонентам романа следует отнести и дневник.

Хронологический порядок частей романа нарушен. Такое расположение служит особым художественным задачам: в частности, сначала главный герой произведения Григорий Печорин показывается глазами старого знакомого, штабс-капитана Максима Максимыча, а только затем мы видим его изнутри, по записям из дневника. Нарушение хронологии событий можно истолковать и в романтическом духе, учитывая известный нам конфликт лермонтовского героя с временем, неприятие самой идеи времени в поэтическом мире Лермонтова. Автор изображает судьбу своего героя как бы вне зависимости от временных рамок. Лермонтов отказывается от принципа романа-«истории», романа-«биографии» и создает роман-портрет (портрет поколения в лице Печорина).

В романе «Герой нашего времени» автор затрагивает многие философские вопросы, издавна волнующие человека. В жизни главного героя отсутствуют любовь и дружба. На примере взаимоотношений с Бэлой и Максимом Максимычем можно рассмотреть вопрос, достижима ли гармония в отношениях с человеком, не похожим на тебя. Выясняется, что Печорину это не удается. Во взаимоотношениях с людьми, близкими по социальному и культурному статусу, видны фальшь и позерство. Взаимоотношения с Грушницким и Мэри зависят от норм поведения, законов светского общества. Впоследствии эта тема, типично лермонтовская, разрабатывается Л. Н. Толстым в романе «Война и мир».

В жизни Печорина подлинно близкие отношения, не зависящие от внешних факторов, складываются с Верой и доктором Вернером. Но гармонии и здесь не достигается. Создается впечатление, что в жизни Печорина нет места подлинным, реальным отношениям с людьми. В дневнике он пишет, что не понял своего «высокого назначения». В его жизни не хватает творческого импульса, энтузиазма. Григорий Печорин скучает, не делает решительных шагов навстречу своей судьбе. Жизнь ему кажется пустой и бессмысленной.

Такое же настроение мы видим в стихотворениях М. Ю. Лермонтова «И скучно, и грустно…», «Мое грядущее в тумане…». Этот вакуум – не особенность одного Печорина, автор хочет сказать, что это – болезнь целого поколения. А может быть, даже общечеловеческая. К этой проблематике впоследствии обращаются авторы крупных философских романов – Л. Н. Толстой и Ф. М. Достоевский.

А мы приглашаем вас, дорогие и любимые читатели, перечитать знакомые со школьной скамьи страницы «Героя нашего времени» и попробовать разобраться в сложной экзистенциальной, социальной и этической проблематике романа. Мы ждем вас в библиотеках района.

Людмила Фурман,

заведующий отдела маркетинга, социокультурной деятельности и методической работы ГУК «Вороновская районная библиотека».