Герои вне времени. Обелиск в агрогородке Жирмуны

Герои вне времени. Обелиск в агрогородке Жирмуны

1C9A5110.JPG
В агрогородке Жирмуны возвышается строгий обелиск. Здесь увековечена память не воинов, павших на полях сражений, а простых людей, активистов советской власти, чьи жизни оборвали фашистские пули. Обелиск был открыт в канун празднования дня Октябрьской революции в 1970 году. Его эскиз разработал секретарь парткома экспериментальной базы «Октябрь» Николай Федорович Рокач. Местные комсомольцы воплотили его идею в жизнь.

IMG_5123.JPG

Кто они, земляки, чьи имена выбиты на обелиске в Жирмунах?

— Активные военные действия на территории Жирмунского сельсовета не велись, однако от рук фашистских оккупантов и их приспешников погибли мирные жители. Имена Иосифа Гринцевича, Антона Янеля, Марии Захаревич и Ольги Высоцкой вписаны в историю Великой Отечественной войны. Память о них мы сохраняем и сегодня. В нашей школе им посвящена экспозиция, которая обновляется, дополняясь новыми сведениями, — ввел в курс учитель истории Жирмунской средней школы, руководитель музея Олег Озаровский.

IMG_5118.JPG

Иосиф Гринцевич

Иосиф Адамович родился в деревне Ожелишки. С раннего детства познал голод, батрачил у пана, усадьба которого находилась за деревней. Не удивительно, что после воссоединения Западной Беларуси с Восточной в 1939 году он активно включился в укоренение советской власти в своей местности, возглавил Жирмунский сельский Совет. Через некоторое время Иосиф Гринцевич начал устраивать новую жизнь в Осове, где его избрали председателем сельсовета.

IMG_5125.JPG

Война оборвала планы и надежды Иосифа Адамовича. Немцы расправлялись с активистами советской власти. Председателя схватили ночью, сначала держали в погребе под усиленной охраной, а затем перевезли в Радунь, где расстреляли.

Наследники Иосифа Гринцевича — сын и две дочери — остались жить в родной деревне, трудились в местном хозяйстве, а теперь их дело продолжают внуки советского активиста.

Антон Янель

IMG_5124.JPG

Антон Иосифович жил в Скорводах, до войны работал кузнецом.

Беда в его деревню пришла неожиданно. Около железной дороги фашисты обнаружили своего убитого солдата, в смерти которого обвинили жителей деревни. Сюда на расправу приехал целый отряд немцев и полицаев. Они окружили Скорводы плотным кольцом и решили сжечь деревню, но вскоре изменили решение — было приказано расстрелять мужчин. Спасаясь, многие под покровом темноты покинули родную деревню. Не ушли в лес только Адам Людвигович Кулевич и братья Антон и Люций Янели, поскольку у них были маленькие дети. Фашисты арестовали мужчин, посадили в сарай и две недели под пытками заставляли признаться в содеянном. Сельчане молчали.

Июньским утром 1943 года каратели повели их в лес на расстрел, заставили рыть себе могилу. На казнь согнали жителей деревни.

— Дико и страшно было смотреть на эту картину. Женщины плакали, дети кричали, боязливо прижимаясь к матерям, держась за юбки, — из воспоминаний жены А. Кулевича.

Первым пуля скосила Антона Янеля. Внезапно расстрел отменили — немецкий ставленник в Скорводах сообщил, что нашлись настоящие убийцы немецкого солдата.

Оставшихся в живых Адама Кулевича и Людвига Янеля фашисты отправили на шесть месяцев на работы в Лиду.

Мария Захаревичи Ольга Высоцкая

Девушки не воевали на фронтах Великой Отечественной войны. У них был другой фронт — культурное просвещение. Они работали киномеханиками. Кино тогда было новинкой, а бандиты, орудовавшие в Западной Беларуси, считали его советской пропагандой.

Шел январь 1945 года. Фронт был далеко, в деревне отстраивали разрушенное войной хозяйство. Однако время было очень неспокойное — многие из польских приспешников немецких «новых порядков» ушли в леса и образовали банды. Нападали на тех, кто восстанавливал советский строй, убивали коммунистов и комсомольцев, поджигали клубы, грабили сельмаги.

6 января 1945-го из Гродно в Радунь Мария и Ольга везли кинофильм. В пути девушек застала ночь. На ночлег они разместились в Жирмунах в здании сельсовета. Напротив, в доме Марии Ивановны Гринцевич, жил председатель. Ночью к нему стали ломиться в дверь. Председатель бросил в бандитов гранаты, выскочил из дома через окно, хозяйку ранило. Схватив детей, она выбежала на улицу. А там уже полыхало здание сельсовета, в дверном проеме которого показались две горящие фигуры девушек, спасавшихся бегством. Раздавшиеся выстрелы подкосили Марию Захаревич и Ольгу Высоцкую. Погибших отвезли в Радунь и похоронили в братской могиле.

1C9A5094.JPG

1C9A5056.JPG

1C9A7953.JPG

1C9A7952.JPG

1C9A7964.JPG

Марина КОНДРАТОВИЧ.

Фото автора.