Предложения для Беларуси, или Что происходит в польском закулисье?
Любопытна эта статья еще и потому, что польское руководство после сентябрьской истории с блокировкой границы оказалось в довольно щекотливой ситуации. Ведь под ударом оказался не только польский бизнес, но и репутация Польши как страны-транзитера. И сейчас правительство Дональда Туска пытается из этой ситуации как-то выбраться, сохранив лицо.
Что ж, спасение утопающих - дело рук самих утопающих. Вот только польское руководство, судя по всему, в очередной раз надеется спастись за счет Беларуси.
Для начала вспомним, что происходило в сентябре и к чему это привело Польшу, а заодно и весь наш регион.
12 сентября польские власти в одностороннем порядке закрыли границу с Беларусью, аргументируя данный шаг соображениями безопасности. Формальным поводом для беспокойства Варшавы стало белорусско-российское учение "Запад-2025", которое проходило на территории нашей страны с 12 по 16 сентября. Стоит заметить, что еще летом Минск с целью деэскалации принял решение перенести маневры вглубь страны, подальше от западных границ. В то же время Польша в сентябре провела на своей территории масштабные военные учения "Железный защитник", задействовав в пять раз больше военных, чем участвовало в белорусско-российских маневрах.


15 сентября Польшу посетил глава китайского МИД Ван И. Он встретился с министром иностранных дел Польши Радославом Сикорским, а затем с президентом Каролем Навроцким. После встречи с Сикорским не было ни совместного заявления, ни совместной пресс-конференции. Стороны выступили с отдельными заявлениями. "Это свидетельствует об отсутствии существенного сближения позиций по ключевым вопросам, к которым, как заявило правительство, относятся действия России и Беларуси в отношении Польши и закрытие белорусско-польской границы", - писало на этот счет польское издание Mysl Polska.16 сентября учение "Запад-2025" завершилось, однако Польша продолжила блокировать границу.
23 сентября в китайском издании Global Times вышла редакционная статья под названием "Китайско-европейский арктический экспресс - это куда больше, чем просто новый судоходный маршрут". Публикацию тут же перепечатал ряд польских СМИ.
В статье говорилось об официальном запуске первого в мире арктического контейнерного экспресса из Китая в Европу по Северному морскому пути. При этом отмечалась особая важность нового логистического пути с учетом перебоев в работе традиционных маршрутов. "Всего несколько дней назад Польша закрыла пограничные переходы с Беларусью, в результате чего более 130 грузовых поездов Китай - Европа застряли на белорусской стороне Брестского перехода. На этом фоне открытие Китайско-европейского арктического экспресса позволяет диверсифицировать маршруты для торговли между Китаем и Европой, укрепляя устойчивость глобальных цепочек поставок", - писало издание.
Через два дня, в ночь на 25 сентября, польские власти возобновили работу пунктов пропуска на границе с Беларусью, закрытых 12 сентября. Однако польский премьер Дональд Туск продолжил бравировать, заявляя, что в будущем его правительство может снова закрыть границу.
В экспертной среде Польши настрой Туска явно не разделяют. Негативные последствия от закрытия границы поляки просчитывают по сей день.
"Нельзя исключать, что длительная блокада польско-белорусской границы навсегда переместит основные торговые пути, а Польша и страны Центральной и Восточной Европы потеряют лидирующие позиции и роль основного транзитного узла в торговле между ЕС и Китаем. Такой сценарий повлечет за собой не только экономические, но и геополитические последствия, включая ослабление переговорных позиций и международного авторитета Европейского союза... Закрытие польско-белорусской границы привело к гораздо большему, чем просто к локальным транспортным трудностям. Это серьезный системный шок для логистики и транспорта, влияющий на глобальные цепочки поставок, конкурентоспособность европейских компаний и стратегические интересы всей экономики ЕС. Дальнейшее развитие событий требует огромной решимости и креативности как от бизнеса, так и от политиков, чтобы не допустить постоянного ослабления роли Европы как экономического моста между Востоком и Западом", - пишет польское издание Business Times.
Новости о том, что Польша из-за игр на границе может лишиться китайского транзита, вызвала широкий резонанс внутри страны. Провластным СМИ даже пришлось публиковать материалы с опровержением. "Польша исключена из Шелкового пути? Кто рисует эти линии на карте?" - задавался вопросом польский телеканал TVN24, пытаясь развенчать интернет-слухи.
Безусловно, новости об исключении Польши из проекта "Один пояс - один путь" всего лишь фейк. После снятия блокировки границы транзит через Польшу возобновился. И переориентировать торговые маршруты, даже при наличии конкретных решений, - дело не быстрое. Но основания для беспокойства есть. Прежде всего для перевозчиков и экспортеров, чей бизнес оказался заложником политической прихоти Варшавы. В таких условиях запрос на поиск альтернативных путей вполне логичен. Другое дело, что это обойдется дополнительными издержками, в том числе для европейских компаний и в целом для экономики ЕС. Ничем хорошим Варшаве это не аукнется - ни в экономическом, ни в политическом плане.
Спустя две недели после открытия границы в Польше прозвучали неожиданные предложения. Издание Rzeczpospolita со ссылкой на осведомленные источники в Варшаве сообщило, что польское руководство может открыть дополнительные пункты пропуска на границе с Беларусью. Правда, не обошлось без "условий".
Rzeczpospolita раскрывает карты уже в самом начале статьи: "Российско-белорусское учение "Запад" стало существенной, но не единственной причиной полного закрытия границы с Беларусью 12 сентября. Неслучайно это решение было принято накануне запланированного визита в Варшаву министра иностранных дел Китая Ван И, который был поставлен перед фактом: железнодорожный транзит китайских товаров в Евросоюз (составляющий лишь несколько процентов всего китайского экспорта в ЕС, но оцениваемый в $30 млрд в год) был приостановлен".
А далее начинается излюбленная тема польского политикума в духе "кто на кого надавил". Правда, стоит заметить, что на этот раз сага о том, как Варшава надавила на Китай, а Пекин - на Минск, была прописана, скорее, между строк. Вероятно, на большее не хватило аргументов. Но и те выводы, которые делает издание и его информированные источники, вступают в какое-то безумное противоречие.
"Белорусская сторона обещала китайцам, что организует открытие пунктов пропуска. Мы не знаем, сколько времени это займет", - сообщил Rzeczpospolita хорошо осведомленный источник в Варшаве. Как именно Минск мог бы открыть пункты пропуска, закрытые с польской стороны, к сожалению, не уточняется.
Зато далее следует статистика. "Только за период с 25 сентября (дня открытия границы) по 5 октября сотрудники Пограничной службы выявили около 950 попыток незаконного пересечения границы из Беларуси в Польшу", - говорится в статье. Из чего следует, что история с давлением - плод фантазии польского истеблишмента. Что в целом подтверждает и само издание: "Лукашенко явно не спешит прекращать миграционное давление на границе".
Когда от подобных нестыковок начинает рябить в глазах, на помощь приходит пресловутая "российская угроза". "Причастность России очевидна, поскольку эти люди (мигранты. - Прим. БЕЛТА) зачастую имеют российские визы и по ним легально въезжают в Беларусь, а затем следуют к польской границе", - говорится в статье.
Но в этом месте сыплется уже история про плохую Беларусь, собирающую по всему миру мигрантов, чтобы подбросить их полякам. Ведь если мигранты "зачастую" имеют российские визы и легально въезжают в Беларусь, то какие могут быть вопросы к Минску? Но у Rzeczpospolita есть железный аргумент: "Лукашенко, если бы захотел, мог бы в любой момент этому помешать".
Вопрос, зачем Президенту Беларуси хотеть защищать польскую границу, повисает в воздухе. Но далее издание пишет, что у Польши для Беларуси есть предложение. "У Польши есть предложение для Беларуси. Проверка независимости Александра Лукашенко", - пишет Rzeczpospolita. То есть мы им охрану границы, а они нам тест на независимость? Ну, басня Ивана Крылова, не иначе.
Вообще статья Rzeczpospolita - это нагромождение всевозможных нарративов, домыслов и противоречивых выводов. Однако под слоем мишуры можно рассмотреть довольно важные посылы.
Сразу следует отметить, что Rzeczpospolita - одно из самых влиятельных изданий Польши. И подобные публикации со ссылками на правительственные круги - это не просто рассказ о том, как поссорились два соседа. В публичное пространство была заброшена информация: подходы Варшавы в ситуации на границе могут измениться. Вряд ли адресатом этого месседжа был Минск: если действительно возникает желание решить спорные вопросы, то для этого выбираются другие каналы связи. И уж точно не Китай и ЕС, которых главным образом волнует стабильность железнодорожного маршрута и терминал в Малашевичах. Остается лишь польское общество во всем его многообразии - от простых поляков до политических кругов. И их реакция не заставила себя ждать, о чем мы поговорим немного позже.
"Польское правительство может принять решение об открытии дополнительных пунктов пропуска на границе с Беларусью, закрытых при партии "Право и справедливость" (ПиС). Однако Минск должен выполнить ряд условий", - пишет издание.
Уже сама постановка вопроса вызывает улыбку. По сути, польские власти, чтобы расхлебать кашу, которую сами же заварили, нуждаются в содействии Беларуси. Но при этом пытаются выставлять Минску условия.
По большому счету перед Варшавой сейчас стоят две задачи: с одной стороны, вытянуть из трясины свою транзитную отрасль и малый приграничный бизнес, а с другой - отчитаться перед европейскими и китайскими партнерами о работе над ошибками. Полное открытие границы - по состоянию на ноябрь 2021 года - могло бы не только вдохнуть новую жизнь в приграничные регионы Польши, но и показало бы стремление Варшавы восстановить репутацию страны-транзитера.
Безусловно, нормальная работа пунктов пропуска на границе в интересах и Беларуси. Более того, безответственные действия Варшавы, подрывающие стабильность транзита, рикошетят и по нашей стране. Поэтому Минск неоднократно предлагал польскому руководству возобновить диалог, ведь другого пути разрешить спорные вопросы нет. Ответом Варшавы неизменно была "заборная" дипломатия, когда вместо диалога польские элиты сыпали ультиматумами.
Можно заметить, что ультиматум звучит и в нынешней статье Rzeczpospolita. Но он ориентирован на внутреннего потребителя. Ведь если двухнедельная блокировка границы в сентябре выглядела как провал правительства Туска, то отмена всего того, что наворотили польские элиты за последние пять лет, воспринималась бы как полное фиаско польской политики в отношении Беларуси.
В этих условиях Варшаве нужна хотя бы декоративная, но победа. Отсюда и условия. "Чего мы ожидаем от Минска? Мы услышали от нескольких высокопоставленных собеседников в Варшаве о трех ключевых вопросах", - пишет Rzeczpospolita.
Итак, польские власти хотят, чтобы Беларусь положила конец миграционному кризису на границе, освободила ранее осужденного Анджея Почобута, имеющего паспорта Беларуси и Польши, а также сотрудничала в установлении лиц, ответственных за убийство польского солдата Матеуша Ситека.
Заметьте, ни слова о военных учениях и угрозах безопасности, которые еще недавно ставились во главу угла. В этих вопросах польское руководство, очевидно, не имеет права голоса, а значит, и обсуждать с Минском не уполномочено. Другое дело - поставить точку в миграционном кризисе на границе, раздутом Варшавой до масштабов национального бедствия. Если сравнивать с масштабами миграции в мире, поток через белорусско-польскую границу - это капля в море. Но, учитывая медийную раскрутку темы, для правительства Туска объявить о "победе" над миграцией стало бы политическим триумфом.
Что касается гибели польского военнослужащего на границе, в убийстве которого поляки обвиняют мигранта, то Госпогранкомитет Беларуси ранее уже заявлял о готовности провести как одностороннее, так и двустороннее расследование инцидента. Однако для этого польская сторона должна была предоставить конкретные сведения об обстоятельствах трагедии. Поэтому опять же дело за Варшавой.
О ситуации с Почобутом неоднократно говорил Президент Беларуси Александр Лукашенко. По словам главы государства, поляки сами отказались вести разговоры о выдаче Почобута. "Они отказались от Почобута. Поляки отказались вести даже разговоры по Почобуту. Насколько меня информируют, Почобут не хочет туда ехать. Вот и весь вопрос", - сказал Александр Лукашенко.
Очевидно, что все три "условия" Варшавы лежат исключительно в политической плоскости. Используя их как аргумент антибелорусской политики, польское руководство извлекало выгоду. Но бесконечно использовать этот токсичный актив невозможно. Да и общество устало от политики конфронтации. Ситуация с блокировкой границы это хорошо показала.
Публикацию Rzeczpospolita перепечатали многие польские СМИ. Не заставили себя ждать и комментарии поляков в социальных сетях. Настроения жителей Польши очевидны.
"И почему все, кроме поляков, ведут бизнес с Беларусью? Потому что так хочет Киев, и из-за этого нам приходится разрушать свою экономику", - пишет на странице Rzeczpospolita в Facebook читатель издания Станислав Ковальчик.
"Китайцы пришли к тому же выводу, что и Украина, и Россия до них: Польша не является надежным партнером, поскольку не самодостаточна. Поэтому они решили обойти Польшу. Не знаю, поможет ли открытие границ", - сетует Михал Яник.
"Мы должны были покинуть Новый шелковый путь, и мы это сделали. Вам стыдно?" - задает риторический вопрос Михал Ситковский.
А вот комментарии на странице в Facebook издания Do Rzeczy, которое перепечатало статью.
"Беларусь неоднократно выражала готовность к диалогу, но нынешнее и предыдущее польское правительство вели себя как обиженные дети", - пишет Лукаш Волчик.
"Ну что ж, пусть они наконец придут к соглашению, ведь это в наших интересах", - пишет Гражина Стефанска, комментируя возможность дальнейшей разблокировки границы.
"Польша не имеет права голоса в этом вопросе", - полагает читатель Дарек Талик.
А тем временем свою борьбу за свободное движение транспорта через границу продолжает Ассоциация международных автомобильных перевозчиков Польши (ZMPD). На минувшей неделе глава ассоциации Ян Бучек призывал правительство незамедлительно урегулировать кризис на польско-белорусской границе, где на тот момент разгрузки ожидали более 3 тыс. грузовиков.
"После тринадцатидневного закрытия этого перехода польские перевозчики оказались в крайне сложной финансовой и гуманитарной ситуации. Решение о закрытии границы было объявлено всего за два дня до его вступления в силу без предварительного анализа экономических последствий и консультаций с представителями международной транспортной отрасли. В результате сотни польских грузовиков оказались на белорусской стороне, не имея возможности вернуться в страну", - говорится в заявлении.
После открытия польского погранперехода "Кукурыки" (сопредельный "Козловичи") образовалась огромная пробка. "Водители живут в крайне тяжелых условиях, не имея доступа к санитарным помещениям, воде и горячему питанию. Многие уже несколько дней ночуют в кабинах своих автомобилей, имея ограниченные запасы продовольствия и топлива в условиях холодов", - отмечается в заявлении.
По словам Бучека, подобная ситуация сложилась из-за медленной работы польских контролирующих служб. "Мы обращаемся к министру финансов с просьбой немедленно перебросить в "Кукурыки" дополнительные силы таможенников и пограничников. В настоящее время это единственный пункт пропуска, обслуживающий грузовые автомобильные перевозки между Польшей и Беларусью. Срочное кадровое и организационное укрепление необходимо не только для разгрузки дорог, но и прежде всего для обеспечения безопасности водителей и элементарных условий жизни", - заявил Бучек.
Глава ZMPD также призвал польское правительство принять решения, которые позволили бы перенаправить часть грузопотока на другие пограничные переходы.
"Нынешняя ситуация ставит под угрозу не только бесперебойность международных перевозок, но и безопасность людей, а также позиции польских предприятий на восточных рынках. Из-за простоев и невозможности выполнения контрактов польские перевозчики рискуют потерять заказы, которые могут перехватить компании из других стран. ZMPD призывает к срочному созыву межведомственной кризисной группы с участием представителей правительства, Национальной налоговой администрации и отраслевых организаций с целью разработки эффективных решений как для перевозчиков, так и для водителей, а также для восстановления нормального функционирования границы", - говорится в заявлении.
Вита ХАНАТАЕВА.
Фото Рixabay.
https://belta.by/