Инспекторы ГАИ проверяют наличие техосмотров. «Частникам» на неисправных авто проще заплатить штраф

Инспекторы ГАИ проверяют наличие техосмотров. «Частникам» на неисправных авто проще заплатить штраф

Техосмотр позволяет убедиться, что машина работает исправно.

ТехосмотрIMG_8898.JPG

Технический осмотр – обязательная процедура для всех транспортных средств. Она позволяет убедиться, что машина работает исправно и не несет опасности для водителя, его пассажиров и остальных участников дорожного движения. Однако сколько бы сотрудники ГАИ ни напоминали о том, что неисправным авто не место на дорогах, нередко находятся те, кто по тем или иным причинам игнорирует обязательную диагностику ТС. «Забыл», «Нет финансовых возможностей привести машину в порядок», «А мне это и не нужно», – подобные отговорки пришлось услышать сотрудникам Гродненской Госавтоиспекции во время одного из рейдов, который был проведен совместно со специалистом УП «Белтехосмотр» и журналистом.

Весь покрытый ржавчиной, абсолютно весь 

Около 10.30 утра. Мы – на Озерском шоссе. В единой связке работают заместитель командира взвода БДПС ГАИ майор милиции Александр Красочка, инспектор БДПС лейтенант милиции Марк Сидорович и инженер ПТО ТС диагностической станции УП «Белтехосмотр» №235 Сергей Мазур. Команда интересная – и вот почему. Дело в том, что Марк был принят на службу всего несколько дней назад. Окончив юридический факультет и военную кафедру, он твердо решил поступить на службу в ГАИ. В рейде очень пригодились его энтузиазм и энергия. Александр Францевич в Госавтоинспекции – порядка 17,5 года. Зачастую, только взглянув на автомобиль, он с большой долей вероятности может сказать, пройден техосмотр или нет. Сергей Васильевич – майор милиции в запасе, 25 лет прослужил в ОВД, большую часть – в Госавтоинспекции. Наша рейдовая группа – настоящий сплав молодости и опыта.

Несмотря на то, что Марк только начал службу, ему уже довелось столкнуться со злостными нарушителями:

– Вчера оформляли административные материалы в отношении девушки, которая, выезжая с улицы Обухова, задела автобус. Осмотрев повреждения, она скрылась с места ДТП, направившись в сторону ГАИ. Не просто по дороге, а через газон в центре кольца по проспекту Космонавтов. Затем она совершила еще одно ДТП и создала аварийную обстановку для двух автомобилей. Права никогда не получала, – делится лейтенант милиции.

Тем временем Александр Красочка останавливает Citroen Jumper – практичное авто, которое чаще всего выбирают для грузоперевозок. И действительно, за рулем мужчина, занимающийся установкой окон. Бизнес хороший: стабильный спрос на услуги, достойное вознаграждение. Однако уже невооруженным глазом видно, что автомобиль данного гражданина не имеет допуска к участию в дорожном движении: арки и пороги полностью покрыты ржавчиной. На любой станции такое авто техосмотр не пройдет. Водитель честно признается: машина старая, и на подготовку к прохождению ТО может уйти чуть ли не половина ее стоимости. Проще заплатить штраф. Александр Францевич проверяет информацию в специальной программе, установленной на планшете. Оказывается, без техосмотра мужчина ездит с 2014 года.

Еще один автомобиль без ТО останавливает молодой сотрудник. Оправдание водителя Renault такое: зачем тратить деньги на диагностику, если за руль он садится всего несколько раз за месяц. К тому же есть некоторые неисправности, в устранение которых также нужно вложить финансовые средства. Тем не менее расстаться с определенной суммой придется: мужчине выписали штраф.

МАЗ без документов и шумометр для мотоциклов  

Перемещаемся в Гродненский район – на объездную дорогу вблизи Путришек. Здесь наблюдается большой поток грузового транспорта. Зачастую можно встретить машины без техосмотра. Ситуация та же, что и с Citroen Jumper. «Частникам» проще заплатить штраф, чем доводить до ума свои старые машины. Автомобили предприятий, как правило, движутся с пройденным техосмотром.

Вдалеке видны МАЗ и ГАЗ. Решено остановить оба. Чутье не подвело: ни один из водителей не смог предъявить разрешение на допуск ТС к участию в дорожном движении.

– Некоторые оправдывают отсутствие техосмотра сложным материальным положением, нехваткой времени. Но ведь МАЗ весит 20 тонн, а если он будет гружен песком, то все 34! Как такую машину быстро остановить? Каждый раз напоминаем водителям: исправность транспорта позволяет снизить риск возникновения ДТП, – говорит Александр Красочка.

Вместе с тем за рулем большинства остановленных авто всё же находились сознательные граждане, которые смогли предоставить все необходимые документы. Один из них даже оказался бывшим сотрудником исправительного учреждения на пенсии и читателем нашей газеты. Мужчина отметил, что осознает важность техосмотра.

К разговору подключается Сергей Мазур. Он работает на самой крупной диагностической станции УП «Белтехосмотр»:

 На данный момент серьезных очередей у нас нет. К тому же к нам можно записаться через официальный сайт https://gto.by и подобрать удобное время. Приехать желательно за 15 минут, чтобы оформиться. Примерно столько же понадобится на диагностику, в ходе которой наши работники проверят комплектацию, тормозную систему, рулевое управление, световые приборы, подвеску, уровень выбросов в окружающую среду и т.д. Если все хорошо, человек получит разрешение на участие в дорожном движении. В автоматическом режиме эта информация попадет в базу, которой пользуются сотрудники ГАИ.

С собой у Сергея Васильевича специальный прибор с микрофоном – шумомер. Он предназначен для измерения уровня звука, издаваемого выпускной системой мототранспорта. Заводы-изготовители проверяют готовые мотоциклы на соответствие нормативно-правовым актам. А это значит, что уровень издаваемого шума может быть превышен только в случае самостоятельного переоборудования либо возникновения неисправности. В данном рейде нарушений выявлено не было, однако, как показывает практика, они периодически фиксируются. В норме шум не должен быть более 96 децибел (+5 на погрешность). В случае превышения предусмотрена административная ответственность.

– В этом году к нам несколько раз приезжал мужчина, который совсем недавно стал владельцем мототранспорта. Правда, счастливым обладателем его вряд ли назовешь. Оказалось, в мотоцикле переделана выхлопная труба. Человек никак не мог пройти техосмотр, поскольку каждый раз шумомер показывал превышение уровня шума. Несколько раз он обращался к мастерам, чтобы его приглушить, – делится Сергей Мазур.

ТехосмотрIMG_8999.JPG

Проверьте тормозную систему 

– Какие наиболее частые причины, по которым автомобили и мотоциклы не проходят техосмотр? – интересуюсь у собеседника.

– Основная причина – неполадки в тормозной системе, в частности, порванные тормозные шланги. Также частой причиной отказа становится превышение силы света во внешних световых приборах. Дело в том, что многие устанавливают в фары LED-лампочки. А они очень яркие и при включенном ближнем свете ослепляют водителей встречных авто. Что касается мотоциклов, частые причины, по которым мы не выдаем допуски, – это превышение уровня шума, сломанные наконечники в тормозных рычагах, неисправность световых приборов.

То, что разного рода неисправности могут в конечном итоге привести к трагедии, очередным примером из практики подтверждает майор милиции Красочка:

– В начале января в Островецком районе произошла страшная авария, в которой один человек погиб и еще шестеро были серьезно покалечены. На закруглении дороги женщина-водитель Volkswagen Passat не справилась с управлением, выехала на встречную полосу и столкнулась с автомобилем Rover. В результате погибла 36-летняя пассажирка «Фольксвагена». В автомобиле также находились пятеро детей, четверо из которых госпитализированы. Водитель «Ровера» получил переломы ног. При осмотре авто виновницы ДТП выяснилось, что на трех колесах были установлены изношенные зимние шины, а на одном – летняя.

Очередного нарушителя останавливает лейтенант милиции Сидорович. За рулем Volkswagen Passat мужчина. При нем никаких документов. Во время беседы выясняется: гражданин никогда права не получал, имел административное взыскание за управление в состоянии опьянения. Авто, конечно же, без техосмотра: буксует сцепление. Вдобавок – на машину судебными приставами наложен арест. Марк садится за руль «Пассата» и с нарушителем отправляется на штрафстоянку. Впереди – долгое разбирательство. Но главное – опасный автомобиль и горе-водитель убраны с дороги.

Ольга Махнач

Фото:автора

https://grodnonews.by/