Качество, проверенное временем

23 октября 25 421
Качество, проверенное временем

Что делает сельскую школу лидером? Директор Дотишской средней школы Анна Антоновна Дудко откровенно рассказывает о финансовых находках, секретах управления коллективом и о том, как ей удается создавать пространство для творчества и развития.

intervie_10_2025.png

ФИНАНСОВЫЙ КОМПАС

Анна Антоновна, Дотишская средняя школа — современная и хорошо оснащенная. Какие нестандартные подходы вы используете для привлечения дополнительных средств помимо бюджета и родительских взносов?

Действительно, история нашей школы началась в 2013 г. с возведения современного здания. Но современное здание — это только старт. Для успешного развития важно постоянное движение вперед и поиск ресурсов. Поэтому мы активно ищем спонсоров и тесно сотрудничаем с КСУП «Дотишки». Благодаря поддержке нашего базового хозяйства школе удалось приобрести компьютерную технику, цветные принтеры, брошюратор формата А3 и газонокосилку.

Помимо этого, для привлечения дополнительных средств мы задействуем внутренние резервы и ресурсы:


Какие статьи бюджета для вас приоритетны? 
Почему именно они?

Самая важная задача для каждого директора — это сохранять стабильный и мотивированный педагогический коллектив. Без сильных учителей, профессионалов своего дела, невозможно дать детям качественное образование. Поэтому мы смело инвестируем:

“Без системной работы по удержанию кадров мы можем потерять уникальных педагогов”.


Какая финансовая задача является сейчас для вашей школы самой сложной и требующей немедленного решения?


Как вы сами заметили, наша школа относительно новая и хорошо оснащенная. У нас нет финансовых неразрешимых задач. Все возникающие вопросы решаются при поддержке районного отдела образования.

Что меня беспокоит больше всего — это сохранение штатных единиц. В школе, особенно когда она обслуживает большой микрорайон, включающий более десяти населенных пунктов, как у нас, роль педагога-психолога и педагога социального становится не просто важной, а критически необходимой.


Анна Антоновна, какие типичные ошибки, на ваш взгляд, допускают директора школ при подготовке к финансовым проверкам? Как избежать этих ошибок и какие советы вы можете дать коллегам, чтобы проверка прошла максимально конструктивно?

На мой взгляд, типичные ошибки — это:

Чтобы избежать подобных ошибок, нужно:

И, конечно, обязательно читать журнал «Директор школы, гимназии, лицея» и работать так, будто проверка может начаться завтра.

“Финансовая устойчивость школы — это сплав поддержки государства и инициативы директора. Используйте все возможности, повышайте квалификацию и не забывайте о профилактике ошибок. Помните: готовность к проверке — это проявление профессионализма”.


ОРГАНИЗАЦИОННО-АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ДРАЙВ

Как вы построили эффективную систему управления в вашей школе?

Эффективный контроль и координация работы всех членов коллектива — это для меня краеугольный камень успешной образовательной среды. И это не о надзоре, а о поддержке, развитии и создании условий, в которых каждый может максимально реализовать свой потенциал.

В своей работе я использую целый ряд инструментов.

  1. Систематическое планирование и отчетность. Разрабатываем четкий план работы школы с конкретными целями и задачами, которые обсуждаются и принимаются всем коллективом. Этот план служит дорожной картой для всех, позволяя каждому понимать свои приоритеты.
  2. Посещение уроков и индивидуальные беседы. Регулярно посещаю уроки учителей, чтобы увидеть их работу в действии, оценить методику преподавания, взаимодействие с учениками и общую атмосферу в классе. После посещения провожу индивидуальные беседы с учителями, даю конструктивную обратную связь и предлагаю помощь в решении возникающих проблем.
  3. Анализ результатов участия в олимпиадах и конкурсах. Тщательно анализируем результаты участия учеников в олимпиадах и конкурсах. Это позволяет выявить сильные и слабые стороны в подготовке учеников и определить области, требующие корректировки.
  4. Опросы и обратная связь. Проводим регулярные опросы учеников, родителей и сотрудников, чтобы получить обратную связь об уровне удовлетворенности образовательным процессом, организации школьной жизни и микроклимате в коллективе. Здесь незаменима роль педагога-психолога.
  5. Оперативная коммуникация. Активно используем электронную почту, школьный сайт, социальные сети и мессенджеры для оперативной коммуникации, обмена информацией и решения срочных вопросов.

В Telegram-канале «Родительская поддержка»: вместе к гармонии», созданном педагогом-психологом и педагогом социальным, размещаем актуальную, полезную и профилактическую информацию и получаем обратную связь в формате «вопрос-ответ».

  1. Инновационная деятельность. Поддерживаем и стимулируем инновационную деятельность учителей, поощряем внедрение новых образовательных технологий и методов обучения. Школа постоянно работает в инновационном режиме.

“Управление, я считаю, должно строиться на доверии и популяризации инициативы”.


Учитывая, что ваша школа стала средней на базе нескольких базовых, как вы мотивируете и поддерживаете учителей, работающих в разных классах и имеющих разный опыт работы?

В 2018 г., когда я пришла в эту школу, я увидела коллектив, который умеет работать. Выявление сильных сторон каждого педагога, предоставление возможности для дальнейшего развития, различные формы презентации собственного опыта, взаимообучение, саморазвитие — я считаю, что это ключевые моменты работы с коллективом.

В нашей школе систематически проходят мастер-классы и круглые столы, на которых педагоги делятся своим опытом, авторскими методиками и педагогическими находками. И, как результат, более 70 % педагогов успешно транслируют свой опыт в СМИ.

“Успешное управление школой — это баланс между доверием и требовательностью, поддержкой и контролем. Делитесь опытом, стимулируйте инициативу и не забывайте о постоянном развитии кадров”.


РОДИТЕЛИ + ШКОЛА

Как вы вовлекаете родителей и местное сообщество, особенно работников СПК «Дотишки», в жизнь школы, какие формы сотрудничества вы считаете наиболее эффективными?

Для результативной работы в рамках сотрудничества спланирована система взаимодействия учреждения с социальными партнерами:

Организованы профориентационные экскурсии, в т.ч. на производство, ориентированные на развитие села. Когда старшеклассники видят, что работа их родителей приносит практическую пользу их же дому, улице, деревне, у них формируется совершенно иная мотивация. Это воспитывает не будущего уезжающего выпускника, а хозяина своей земли.

В летнее время в школе работает лагерь труда и отдыха, который дает возможность учащимся с 14 лет временно трудоустроиться в КСУП «Дотишки» и заработать.

Регулярно в школе проводятся товарищеские встречи по футболу и волейболу с родителями.

Одно из самых ярких взаимодействий — дружба с погранзаставой «Дотишки». Ребята с удовольствием идут на экскурсии, знакомятся с условиями службы и быта пограничников, современным боевым оружием, служебными собаками. В рамках летнего оздоровления работает палаточный лагерь «Патриот» с круглосуточным пребыванием.

Мы гордимся родительской инициативой по благоустройству школьной территории. Сегодня у нас целая ландшафтная зона «Лавандовый рай», которая благодаря совместным усилиям коллектива школы, родителей и детей радует глаз пышными нежно-фиолетовыми кустиками и вдохновляет своим ароматом. Это не только украшение, но и многофункциональное пространство, которое используется для образовательных и эстетических целей.


ТВОРЧЕСТВО БЕЗ ГРАНИЦ

Анна Антоновна, как вам удается поддерживать творческую атмосферу в вашей школе, особенно учитывая разносторонний состав учеников? Какие проекты вы реализуете для развития талантов в науке, искусстве, спорте и технологиях?

Наша школа — это своеобразное пространство для творчества и развития. Мы стремимся увлечь детей живым общением и подвижными занятиями, постепенно снижая их зависимость от телефонов.

Мы изменили подход к организации школьной жизни, и теперь у нас:


От редакции: идеи для организации перемен ищите в календаре.



ВЫЗОВЫ БУДУЩЕГО

Если бы у вас была возможность изменить что-то в системе образования Беларуси, что бы вы сделали в первую очередь для улучшения работы сельских школ?

Сегодня благодаря поддержке государства сельская школа ничем не уступает городской. Очень важно и дальше направлять усилия на развитие сельских школ.

Современные кабинеты и оборудование, привлекательные условия и возможности для профессионального роста педагогов, разнообразная внеурочная жизнь детей — все это составляющие успешного пространства сельской школы.

Ведь сельская школа — это не только место учебы, это центр жизни деревни, хранитель традиций и точка притяжения для сообщества. Сделав ее сильной, мы укрепим и всю систему образования.


Анна Антоновна, какие вызовы вы видите в будущем образования, особенно в условиях развития цифровых технологий и изменения требований к выпускникам?

Вызовы будущего образования я вижу в том, что мир меняется быстрее, чем успевают перестраиваться традиционные учебные программы. Развитие цифровых технологий, искусственного интеллекта, виртуальной и дополненной реальности, а также рост объема информации требуют от выпускников не только знаний по предметам, но и гибких навыков — умения критически мыслить, работать в команде, быстро адаптироваться и учиться всю жизнь.

Во время информационной перегрузки очень важно научить школьников фильтровать и проверять данные, а не просто потреблять контент. Появляются новые профессии и компетенции. Многие из них еще не существуют, но мы должны готовить к ним уже сегодня. В цифровой среде особенно важно формировать ответственное поведение, уважение к авторскому праву и умение вести конструктивный диалог.

Как мы готовимся?

Мы стараемся сделать так, чтобы выпускники нашей школы не просто умели пользоваться технологиями, а понимали, как с их помощью создавать ценность для себя и родины.


УНИКАЛЬНОСТЬ ШКОЛЫ

В чем, на ваш взгляд, уникальность вашей школы, как вы используете эту уникальность для привлечения и удержания талантливых учителей и формирования позитивной и мотивирующей атмосферы в школе?

Сила нашего коллектива в его сплоченности, общем движении в одном направлении и талантах каждого в особенности.

Благодаря тесному сотрудничеству педагогов, учащихся и родителей школа является признанным лидером районного конкурса на лучшее учебное заведение.

У нас созданы комфортные условия и для детей, и для всех работников. Наши ученики демонстрируют высокие результаты на олимпиадах, научно-практических конференциях, творческих конкурсах. У наших учеников есть дипломы I и II степеней по предмету «Белорусский язык и белорусская литература» третьего этапа республиканской олимпиады. Наша выпускница 2023 г. получила 100 баллов на ЦЭ по двум предметам (белорусский язык и биология).

Мы стремимся создавать условия для того, чтобы все учащиеся учреждения были успешными, поэтому на празднике «Последний звонок» мы чествуем детей, добившихся высоких результатов в течение года и внесших весомый вклад в развитие нашего учреждения. Из внебюджетных средств у нас есть возможность выплачивать денежные премии ученикам. Такое общешкольное признание лучших в учебе и спорте является большим стимулом для других участников образовательного процесса.

Наши выпускники конкурентноспособны во время вступительной кампании. Ребята поступают в высшие учебные заведения, средние специальные заведения по целевым направлениям, а значит, вернутся в район и хозяйство.

Материально-техническая и методическая база кабинетов, активная работа учителей по обеспечению рабочего места учителя и ученика необходимыми средствами обучения позволяют результативно участвовать в областных смотрах-конкурсах кабинетов.

Обеспеченность спортивно-туристическим инвентарем составляет 100 %. В течение года спортивный и тренажерный залы работают по графику, составленному с учетом запросов населения.

Сегодня коллектив школы продолжает совершенствовать образовательный процесс, опираясь на устоявшиеся традиции и шагая в ногу с инновациями.

“Уникальность школы — в ее людях и атмосфере, которую они создают”. 


НАДЕЖНЫЙ НАВИГАТОР

Анна Антоновна, вы наш постоянный подписчик с 2018 г. Как наш журнал помогает вам в вашей работе? Какие статьи вам кажутся наиболее полезными и почему?

Для меня журнал «Директор школы, гимназии, лицея» — это важный элемент профессионального развития. Это не просто источник информации, а инструмент, помогающий принимать обоснованные решения, внедрять инновации, эффективно управлять коллективом и создавать условия для качественного образования.

Сложно выделить наиболее полезные статьи. Все статьи имеют огромную практическую пользу. В журнале я нахожу:


Какую книгу, посвященную управлению, образованию или саморазвитию, вы бы посоветовали прочитать всем директорам школ? Почему именно эту книгу? 

Уважаемые коллеги, для грамотного управления читайте журнал «Директор школы, гимназии, лицея». А для саморазвития я бы посоветовала книги Андрея Курпатова «Найти себя и понять других» и «Психология эффективного общения». Нам постоянно приходится общаться с другими людьми, и, к сожалению, это общение далеко не всегда доставляет нам радость. Что нужно сделать, чтобы оно было легким, приятным и продуктивным? Две вещи: хорошо понимать себя и правильно интерпретировать поведение других людей. Обе эти задачи с успехом решают книги Андрея Курпатова.


ИСТОЧНИК ВДОХНОВЕНИЯ 

Что вас больше всего вдохновляет в работе директора сельской школы?

Больше всего меня вдохновляют люди — и маленькие, и взрослые, — и особая атмосфера душевности и доброты. В сельской школе мы знаем каждого ребенка по имени, знаем его семью, его сильные стороны и то, в какой поддержке он нуждается. Здесь нет анонимности — есть настоящая общность, где успех одного становится радостью для всех. Здесь нет места равнодушию и формализму. Все друг другу помогают и поддерживают. Это создает особую рабочую атмосферу, в которой хочется творить и отдавать себя делу.


Анна Антоновна, что вы считаете самым важным в профессии директора школы?

Умение видеть целостную картину и при этом не терять из виду каждого человека. Создание благоприятной, развивающей и безопасной среды для каждого ученика и сотрудника. Умение мотивировать и вдохновлять. Создание позитивной атмосферы в коллективе, поддержка инициатив и инноваций, признание достижений.


СТИЛЬ УПРАВЛЕНИЯ

Какой стиль управления вы предпочитаете (авторитарный, демократичный, либеральный, ситуационный)? Как вы выстраиваете отношения с коллегами и учениками?

В своей работе я придерживаюсь в основном демократичного и ситуационного стилей управления. Для меня важно, чтобы решения принимались с учетом мнений педагогов, родителей и самих учеников. Демократичный подход помогает вовлекать команду в процесс, повышает ответственность и мотивацию каждого. Вместе с тем бывают ситуации, когда нужно действовать быстро и четко, — тогда я беру на себя полную ответственность и действую решительно, как требует ситуационный стиль.

Отношения с коллегами я строю на основе взаимного уважения, доверия и открытого диалога. Работаю по принципу «открытой двери», стараюсь быть доступной для обсуждения идей, проблем и предложений, поддерживать инициативу и профессиональный рост каждого учителя.

С учениками для меня важно сохранять баланс между требовательностью и поддержкой. Я стараюсь быть для них не только директорам школы, но и человеком, к которому можно обратиться за советом или помощью. Мы вместе участвуем в школьных проектах, обсуждаем идеи, отмечаем успехи — это формирует атмосферу, в которой дети чувствуют себя частью большой и дружной команды.

В итоге, мой стиль управления — это сочетание лидерства, партнерства и гибкости, где главная цель — развитие школы и раскрытие потенциала каждого ее участника.


ПРИНЦИПЫ, КОТОРЫЕ РАБОТАЮТ

Какие принципы помогают вам эффективно управлять школой и достигать поставленных целей?

В основе моего управления школой лежит несколько принципов, которые помогают не только достигать поставленных целей, но и развивать школу.

  1. Четкое видение и стратегическое планирование: я всегда держу в фокусе долгосрочные цели — от качества образования до роли школы в жизни села — и планирую шаги так, чтобы каждое решение приближало нас к ним.
  2. Открытость и диалог: важно, чтобы педагоги, родители и ученики знали, что их мнение ценно. Мы обсуждаем идеи, ищем решения вместе, и это повышает вовлеченность всех участников.
  3. Поддержка команды: я верю, что сильная школа строится на сильных учителях. Поэтому создаю условия для их профессионального роста, обмена опытом и внедрения новых методик.
  4. Гибкость и ситуационное лидерство: в сельской школе каждый день может принести неожиданные вызовы — от погодных условий до срочных организационных вопросов. Умение быстро адаптироваться и принимать решения — ключ к стабильной работе.
  5. Культура доверия и ответственности: мы формируем атмосферу, где каждый чувствует свою значимость и понимает, что успех школы — это результат совместных усилий.
  6. Связь с сообществом: школа — это центр жизни села. Мы активно сотрудничаем с местными организациями, реализуем совместные проекты, чтобы дети видели, что их знания и умения востребованы здесь и сейчас.

Эти принципы помогают мне не просто управлять школой, а развивать ее так, чтобы она была местом, куда дети идут с радостью, а педагоги — с вдохновением.

“Четкое видение, командный дух, гибкость и открытость — вот что отличает эффективного руководителя”.


БАЛАНС 

Как вам удается поддерживать баланс между работой и личной жизнью, учитывая высокую загруженность и ответственность вашей должности?

Баланс между работой и личной жизнью — это не роскошь, а необходимое условие, чтобы оставаться эффективным руководителем. В нашей профессии легко раствориться в бесконечном потоке дел, но я стараюсь придерживаться нескольких правил.

  1. Четкое планирование: я распределяю задачи так, чтобы важные решения и встречи приходились на первую половину дня, а во второй оставалось время для анализа и подготовки.
  2. Делегирование: доверяю коллегам и даю им пространство для самостоятельных решений. Это не только разгружает меня, но и укрепляет команду.
  3. Личные островки времени и четкие границы: в календаре есть неприкосновенные часы для семьи и родителей.

Я убеждена, что директор, который умеет заботиться о своем ресурсе, подает пример и педагогам, и детям. Ведь мы учим не только предметам, но и умению жить гармонично.


МИНУТКА ЮМОРА ОТ ДИРЕКТОРА

Расскажите анекдот, связанный со школьной жизнью, который мог бы развеселить и настроить на позитивный лад наших читателей.

Как-то утром, обходя классы, я заглянула в третий класс. Спрашиваю:

Тянет руку мальчишка:

Весь класс засмеялся, а я подумала: вот она, детская мудрость — дисциплина без стресса. Может, и нам, взрослым, стоит этому поучиться.

Беседовала Елена ПЛЕХАНОВА  

https://edsh.by/zhurnal