В Польше обсуждают введение церковного налога

С миру по факту 05 ноября 25 156
В Польше обсуждают введение церковного налога

Месса по предоплате





В Польше в очередной раз рассматривают возможность введения налога на веру. До недавнего времени финансирование религиозных объединений в стране велось через церковный фонд, в который из польского бюджета направлялись немалые деньги. За последние 9 лет сумма отчислений в него выросла в два раза: с 128 млн злотых (более 30,6 млн евро) в 2015 году до 257 млн (более 60,6 млн евро) в 2024‑м. А ведь польская церковь зарабатывает еще и на пожертвованиях, грантах, аренде и коммерческой деятельности…

Немцы платят

Сейчас в Польше предлагается ввести налог по аналогу с существующим в Германии. Верующие немцы, принадлежащие к католической и протестантской церквям, отчисляют 8 — 9 процентов своего подоходного налога религиозным организациям. Этот налог называется Kirchensteuer, и, как утверждают немцы, они платят его аж с XIX века. А в 1919 году в стране была принята Конституция, которая закрепила церковный налог как основной инструмент, обеспечивающий финансирование церквей.
Если немец не хочет платить церковный налог, он обязан письменно уведомить госорганы о том, что он неверующий, и тогда его подоходный налог идет в бюджет полностью. Те, кто хитрит и ходит в церковь бесплатно, получают серьезные штрафы. Так что все очень серьезно. И не только для немцев.
Налог обязаны платить и иностранные граждане, проживающие в Германии и получающие в стране любой доход. Если иностранец заявляет, что он неверующий и отказывается платить, на родину по месту его проживания направляется уведомление о том, что человек отказался от веры…

Некоторые религиозные общины (например, православные) налог с немцев не взимают. Не платят налог и мусульмане с буддистами, поскольку их организации официально не признаются в стране публично‑правовыми учреждениями. Кстати, возможность внутреннего финансирования мусульманских общин в Германии уже обсуждают.

Связано это с наплывом в страну мигрантов‑мусульман, религиозность которых оплачивается извне. Немецкие власти не имеют возможности отследить внешние источники финансирования и предполагают, что оно может идти от экстремистских и террористических группировок.

Доходы серьезно вырастут

В Польше предлагают перечислять церкви всего 2 процента подоходного налога. Но предложение радует не всех. Видимо, потому что люди умеют считать и уже прикинули, что в случае внесения таких изменений в законы, религиозные организации ежегодно будут получать баснословные суммы.

Если исходить из данных, опубликованных в свободном доступе, в 2024 году граждане Польши заплатили около 120 млрд злотых подоходного налога. 2 процента от этой суммы составит более 1,2 млрд злотых (более 280 млн евро). При условии, что не будет учитываться реальная религиозность поляков и 2 процента возьмут со всех плательщиков подоходного налога, конечно. Это почти в пять раз больше, чем польская церковь получила в прошлом году из церковного фонда.
Самим полякам платить больше не придется, они и так отчисляют от 17 до 32 процентов подоходного налога (в зависимости от суммы дохода) в бюджет страны. Вот из него и вычтут деньги на нужды церкви. Но ведь их и так берут именно оттуда — расходы на церковный фонд закладываются в ежегодный бюджет Польши. Кстати, и на 2026 год они туда заложены, поэтому немедленных изменений и введения налога на веру поляки не ждут. И зря.
Польское правительство представило сейму проект бюджета на 2026 год: государственные расходы составят 918,9 млрд злотых (более 216,6 млрд евро), а дефицит бюджета — 271,7 млрд злотых (64,03 млрд евро). На национальную оборону в 2026 году планируют потратить более 200 млрд злотых (47,1 млрд евро), и это эквивалентно 4,81 процента ВВП страны. Эти средства будут направлены на модернизацию армии и поддержку системы безопасности Польши.

А ведь где‑то еще надо брать деньги на финансирование Украины, что в условиях дефицита государственного бюджета не так‑то просто. И тут вполне возможно спешное введение налога на веру, который позволит не сильно заметно перенаправить некоторое количество бюджетных денег на финансирование совсем не церкви. Поляки, не доверяющие собственному правительству, не без оснований подозревают, что оно пытается провернуть очередную финансовую аферу. А платить за нее, как обычно, придется самим полякам.

Решение еще не принято

Но поляков введение налога на веру волнует еще и с моральной точки зрения. Боятся они, что традиционно верующая Польша (в 2021 году лишь 7 процентов поляков назвали себя атеистами) превратится в страну, где церковь начнут воспринимать как сферу обслуживания с предоплаченными услугами. Ведь действительно очень странно выглядит смысловая конструкция, в которой ты не имеешь права верить в бога, пока не заплатишь за это церкви. А заплатив, верить, видимо, уже обязан…
Представители польской католической церкви опасаются, что введение церковного налога спровоцирует массовый отток верующих, особенно в случае необходимости официального уведомления об отношении к религии. Все‑таки религиозность воспринимается поляками как что‑то личное и даже интимное, не касающееся никого, кроме самого человека.

В той же Германии, где церковный налог введен давно, только в 2022 году католическую церковь покинули более полумиллиона человек, а протестантскую — около 380 тысяч человек. Многие говорят о том, что налог — вторая по значимости причина их ухода. Первая — сексуальные скандалы с участием духовных лиц, которые в последнее время случаются все чаще.
Пока неизвестно, пойдут ли польские власти на введение налога на веру в собственной стране. Но внезапное появление петиции, предлагающей его ввести, и слишком быстрое ее продвижение до обсуждения в сейме, говорят о том, что вопрос поднимается неспроста.
Надеюсь, польским властям хватит благоразумия спросить у собственных граждан об их отношении к коммерциализации веры. Потому что, если решение будет принято, исходя из шкурных интересов руководства страны, Польшу ждут очень неспокойные времена…
Англиканская церковь в Великобритании и католическая церковь в Португалии финансируются из доходов, получаемых от собственного имущества. В Португалии, кроме того, прихожане могут отчислять 0,5 процента своего дохода на религиозные цели.

В Италии 0,8 процента подоходного налога, а в Испании 0,7 процента отчисляется в пользу признанных религиозных общин. Налогоплательщик ежегодно решает, кому направить эти деньги. Поэтому в этих странах церкви рекламируют свои услуги, тем самым привлекая отчисления.

В США церковный налог запрещен законом. Финансируется церковь за счет пожертвований верующих и спонсоров. Рекламные кампании религиозных учреждений здесь явление постоянное. Кроме того, церковь получает доходы от своих активов и коммерческой деятельности.

В Бельгии и Греции священники получают зарплату от государства. Культовые строения, которые находятся в ведении приходов, содержатся в основном на пожертвования прихожан.

Во Франции 45 процентов католиков платят церкви 1 процент от своего дохода. Однако основной источник существования религиозных конфессий в стране — пожертвования.

В Австрии система аналогична немецкой — граждане отчисляют церкви около 1 процента своих доходов брутто. Правда, взимает налог не государство, а епархии самостоятельно.
https://www.sb.by/