Школа, ставшая домом

С праздником 11 октября 13 4015
Школа, ставшая домом
Радунской школе-интернату 5 октября исполнилось 50 лет. Что такое полвека для учебного заведения? Прежде всего — это сотни ребятишек, получивших путевку в жизнь, это отогретые добротой сиротские сердца, это тревоги и радости всех работников школы-интерната.




В октябре 1963-го Иван Андреевич Котов, первый директор, встретил на пороге школы 75 мальчишек и девчонок, а к концу года уже 270 ребят называли себя учащимися этого учебного заведения.

С 1987 года учреждение образования «Радунская государственная специальная общеобразовательная школа-интернат для детей с трудностями в обучении им. И.А. Котова» возглавляет В.В. Михаловский. Годы руководства слились в один бесконечный, как Вселенная, день. Да и ночь, пожалуй. Потому что директор 24 часа в сутки несет ответственность за каждую вверенную ему жизнь. И надо обладать мужеством, чтобы любить детей такими, какие они есть: с недостатками, проступками, сложными характерами. Глаза Виктора Викторовича излучают столько тепла и света! И дети купаются в них, как воробушки в солнечных лучах.

— Сегодня у нас 66 ребят, большинство из которых остались без попечения родителей и нуждаются в постоянном и тщательном уходе, бытовом и медицинском обслуживании, а также в социальной адаптации и реабилитации, — рассказывает Виктор Михаловский. — В основном сюда поступают дети из неблагополучных семей. Конечно, мы любим и жалеем всех наших детей, потому что знаем, что пришлось пережить каждому из них. В памяти сотрудников, многие из которых проработали не один десяток лет, немало грустных историй. Поэтому главная наша задача — научить детей жить иначе, чем жили их родители, дать им такие же знания и умения, какие даем собственным детям. Нужен материнский подход. Стараемся, чтобы каждый ребенок чувствовал себя как дома.


Занимательны и увлекательны уроки русского языка и литературы Анны Петкевич.

Уютные помещения, ухоженная территория — один из способов адаптировать учащихся к нормальной жизни.

И действительно, первое впечатление, когда заходишь за ограду учебного заведения, — попадаешь в санаторий. Аккуратные дорожки и тротуары, прекрасный изумрудный газон, с дизайнерским вкусом оформленные цветники. И идеальная чистота повсюду: во дворе, в помещениях, классах и спальнях.


Прекрасно замещает “должность мамы”

воспитатель Мария Давидович.

Жизнь детей в школе-интернате сложно назвать скучной и однообразной. Чтобы скрасить их досуг, здесь регулярно проводят праздники, совместные концертные программы. Среди наиболее полюбившихся занятий — спорт. Во многом благодаря С.И. Бабулю, учителю физической культуры и здоровья, есть весомые достижения на разных соревнованиях. Одно из последних — первое место по волейболу в финале республиканской спартакиады для детей с особенностями психофизического развития. А еще ребята славятся своим рукоделием: под руководством учителя обслуживающего труда М.И. Дубинец  создаются прекрасные картины из бисера или вышитые крестиком, деревья, сделанные из проволоки, пуговиц и бисера, и многое другое.


Дарят тепло своих сердец воспитанникам школы

супруги Дудко.

Педагоги делают все для того, чтобы их воспитанники смогли самостоятельно и на профессиональном уровне выполнить несложные виды работ. Учебное заведение может похвастаться солидным пришкольным земельным участком, а фруктовый сад — его гордость. Уходом за плодовыми деревьями, работой в теплицах, цветниках занимаются звенья воспитанников школы-интерната. Девочки с  учителем Р.А. Захаровой работают в швейной мастерской. Их руками сшиты шторы в классах, покрывала в спальных комнатах, костюмы для конкурсов художественной самодеятельности. Мальчишки с учителем технического труда Т.Ю. Страчинским проводят ремонтные работы, реставрируют мебель. Неудивительно, что завтрашние выпускники четко представляют себе свое будущее: газоэлектросварщик, строитель, официант, швея, каменщик, станочник деревообрабатывающих станков, повар-кондитер…

Осмысление жизни — поиск ответов на непростые вопросы: кто я? зачем живу на свете? — не имеет возраста. Все зависит от внутреннего содержания человека. Стать педагогом и работать в школе-интернате всю жизнь, думаю, дано не каждому. Однако для ветеранов труда: А.В. Шумской, Я.И. Шилко, Н.Д. Шилко, А.И. Циханович, Л.В. Малмыго, А.Д. Конона, Е.Л. Улановской, В.Н. Докашенко, А.А. Крупович — каждодневная забота о детях-сиротах была смыслом жизни. Как и пятьдесят лет назад, залогом успешного усвоения детьми учебных программ остаются высококвалифицированные педагогические кадры учреждения. 25 лет жизни посвятили своей работе Н.С. Захаревская, И.С. Станевич, М.С. Страчинская, М.Н. Колола, И.А. Кугач, И.В. Здонец, Д.Ю. Пронткилевич, А.С. Пашкелевич, Т.А. Лабович, Г.С. Берцевич и другие. От их терпения и старания и сегодня зависят успехи их подопечных.

Анна Владиславовна Петкевич, учитель русского языка и литературы, еще маленькой девочкой переехала в Радунь с родителями. Уже четверть века она учит грамматике и правописанию воспитанников школы-интерната.

— Работу свою очень люблю, — говорит она, — и детей, естественно, тоже... И как мне кажется, чувство у нас взаимное. Наши дети более сопереживающие, чуткие, добрые, у них меньше эгоизма.

По натуре Анна Владиславовна очень стойкий человек: несмотря на большое  несчастье, произошедшее 13 лет назад с ее сыном, она не теряет веры в добро.


Всегда и во всем готова помочь каждому ребенку учитель-дефектолог Надежда Юшевич.

Практически живет своими учениками и Надежда Ивановна Юшевич, учитель-дефектолог. Принимая в свои руки малышей, она одна из первых налаживает контакт с ребенком, зачастую малоговорящим. Талантливый педагог с детства видела пример самоотверженного отношения к работе: отец и мать всю жизнь проработали в Заболотской школе. Взгляд у девушки терпеливый и понимающий. Такой бывает лишь у прирожденных педагогов.

Подобрать ключик к каждому воспитаннику стараются учителя начальных классов И.С. Дода, Л.В. Тарашкевич, Е.С. Сабукевич, А.А. Жегздринь и педагог-психолог Ж.М. Савуль.

По-особому хочется отметить семейные пары во главе с четой Михаловских, работающие в школе-интернате. Супруги Витковские, Бенкевичи, Дудко, придя домой, не спрашивают друг у друга, как прошел день, ведь день этот прожит вместе. Общие хлопоты и переживания, общие успехи и радости. Анна Антоновна Дудко пришла сюда работать организатором сразу после окончания школы. Через год поступила на исторический факультет Минского государственного педагогического института и продолжала работать. С появлением в школе молодого учителя начальных классов Витольда Михайловича стало ясно — судьба свела их не зря. Уже 20 лет рука об руку идут по жизненной и педагогической стезе, помогают друг другу, поддерживают. Последние 10 лет Анна Антоновна — заместитель директора по учебной части, а муж перешел на воспитательную работу. В коллективе школы преобладают женщины, а среди воспитанников больше мальчиков, которым так необходим мужской пример.

— Глупо говорить подросткам о здоровом образе жизни и быть в плохой физической форме, твердить о вреде табака и курить, — убежден Витольд Михайлович. — Моя личная позиция заключается в том, что мужчина-педагог должен воспитывать не чтением нотаций, а личным примером. После завоевания определенного авторитета разговаривать становится проще. Очень важно, чтобы дети, особенно мальчишки, чувствовали отеческую заботу. Кроме своих двоих деток, супруги Дудко 5 лет воспитывали приемного сына. Причем принять в семью ребенка из интерната было решено на семейном совете. В прошлом году мальчика усыновила итальянская семья.

Не было бы счастливых лиц ребят, ощущения теплого, уютного, родного дома и без таких воспитателей, как Мария Яновна Давидович. Более 20 лет каждое утро в любую погоду она спешит к своим воспитанникам, чтобы вовремя разбудить, помочь собраться, а после позаниматься с ними, поиграть и просто поговорить по душам. Ведь она для них мама. Не препятствуют этому ни ежедневное преодоление 20 километров до школы, ни семья, ни хозяйство, ни, в конце концов, усталость. Она уже привыкла к такому ритму и по-другому себя не представляет. При такой профессии, по признанию Марии Яновны, собственные дети растут самостоятельно и при этом не высказывают обид — все понимают.

Кто-то из педагогов назвал школу-интернат для детей-сирот государством маленьких человечков. Наверное, в этом есть правда. Своя территория, своя среда обитания, свои порядки, свой народ, объединенный общей судьбой... Судьба-то общая, но впоследствии каждый будет по-своему прокладывать дорогу в жизни. А чтобы она стала успешной — этому и учит детей маленькое государство — школа-интернат.

Галина ШЛЕМПО.

Фото Олега Бельского, Евгения Комара и из архива  Надежды Юшевич.