Воспоминания через 70 лет

Воспоминания через 70 лет
Былой фронтовик, ветеран Великой Отечественной войны В.И. Мармыш встретил меня в строгом костюме c медалями на груди. В руках Владимир Иосифович сжимал пожелтевший от времени конверт с дорогими сердцу фронтовыми фотографиями, удостоверениями и справками — документальными свидетелями военного времени. Особая гордость  — Благодарность Сталина за отличные боевые действия при прорыве обороны немцев и в наступлении на Берлин и три боевые медали: «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина» и «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».
Перебирая фотокарточки, с любопытством всматриваюсь в практически стертые от времени подписи к ним. Удивляюсь каллиграфическому почерку и витиеватым ровно выведенным буквам «На долгую и добрую память дорогой мамочке...».  Ведь  до войны Владимир Иосифович успел окончить всего лишь 4 класса.

— Родился я на Дятловщине в очень бедной крестьянской семье, — начал свой рассказ собеседник. — Когда исполнилось семь, мама на 8 долгих лет отдала меня к чужим людям пасти коров. Время такое было. Мама тоже работала у людей внаем. Отец трагически погиб на железной дороге. Я его совсем не помню.

С июня 1941-го территория Дятловского района была оккупирована немцами.  Володе тогда было 16. С началом действия подпольной партизанской бригады он стал связным. Передавал сведения, сводки советского информационного бюро, медикаменты.

— Это была очень опасная работа, ведь немцы могли запросто заподозрить в сотрудничестве с партизанами и тогда надеяться на помилование было глупо, — продолжает ветеран. — В целях полной конспирации мы не знали всех членов бригады, а только одного человека — того, кому передавали сведения. Некоторое время и мама была связной. Медалей и орденов за работу в подполье нам не давали. А вот справка, подтверждающая сотрудничество с партизанами, у меня есть.

Беру в руки ветхий, почти развалившийся и пожелтевший листок бумаги, который уже в мирное время с обратной стороны обклеили скотчем, чтоб сохраннее был. Документу более 70 лет! Подумалось, что любой ветеран Великой Отечественной настоящий  герой ненаписанной книги… Жаль, что время и возраст невольно стирает из их памяти события минувших лет. В Дятлово на кладбище похоронены те, с кем сотрудничал Владимир Мармыш. Ежегодно бывший связной посещает могилу своего напарника-связного  Хадаркевича.

— В 1944 году меня призвали на фронт, — немного подумав, вспоминает Владимир Иосифович. — Из Дятлово до Баранович наша рота шла пешком. Затем поездом отправили в Люблин, где выдали обмундирование и оружие. Предстояло держать оборону на реке Висла. Конечно же, стрелять я не умел. Пришлось учиться в бою. Во время артналетов стоял такой шум и гул…  Под одним из обстрелов меня контузило и ранило в ногу. Месяц провалялся в госпитале.

После выписки  20-летнего Владимира отправили учиться в школу подготовки младших командиров, а затем в звании старшего сержанта — снова на фронт. По пути наступления на Германию участвовал в боях за освобождение Варшавы, форсировании Одера и Шпрее.

— Берлин непросто было взять, — помолчав, продолжил ветеран. — В городской черте протекает крупная река  Шпрее. Помимо постоянного обстрела нашим войскам осложняло задачу и то, что мосты, здания, подходы к баррикадам были заминированы. Многочисленными жертвами, людскими страданиями и неимоверным стремлением солдат к свободе была добыта эта Победа...

Война закончилась, дивизии были расформированы. В составе одной из них В. Мармыш попал на побережье Балтийского моря в красивый немецкий курортный городок Хайлигендамм. Именно оттуда он присылал на родину маме открытки с весточкой о себе. Побывал фронтовик и в немецком Потсдаме. Как раз в то время, когда проходила известная встреча Рузвельта,  Сталина  и Черчилля. Демобилизовался Владимир Иосифович в 1947 году во Львове.

Война оставила после себя тяжелое наследие. Вернувшись в родную деревню, вместо дома обнаружил  пепелище: немцы, уходя, все сожгли. Район был сильно разорен.  У мамы от тяжелой работы в военные годы было подорвано здоровье, она жила у родственников в Поречье, но вскоре умерла. Начинать новую, мирную жизнь молодому мужчине пришлось одному с нуля. Работал в хозяйстве, затем устроился финансовым агентом в сельский совет, получил небольшой пустующий домик. Фронтовик любит рассказывать о том, как он в бывшем графском лесу срубил ясень и своими руками смастерил первую мебель — скамью и стол. Это были такие ценные предметы… Со временем жизнь стала налаживаться. Владимир Иосифович женился, появились дети. Обосновались в Скрибовцах Щучинского района. Кстати, с женой Леонилой Игнатьевной несколько лет назад отметили бриллиантовую свадьбу.

— Папа очень трудолюбивый, своими руками построил дом, на котором сколько помню, висела табличка «образцовый», вырастил сад, — поддерживает разговор одна из дочерей Наталья Владимировна, проживающая в Погородно. — 18 лет отработал в охране на лакокрасочном заводе в Лиде. Мама более 20 лет проработала поваром в столовой. Родители всегда держали хозяйство, выращивали на 50-ти сотках земли хороший урожай. Троих детей  вырастили, всем дали высшее образование. Да и внуков растить помогали. Повидали они на своем веку многое. Но жили для нас и старались дать то, чего сами были лишены…

Совсем скоро страна отметит 70-летие Великой Победы. И если время нельзя остановить, то его хотя бы можно удержать в памяти, запечатлеть славные моменты истории в сознании ныне живущего поколения. Для нас война еще не стала архивным фактом. И не станет до тех пор, пока будет жив хотя бы один ее свидетель.

Наталья ФЕДОРОВА.

Фото автора.