Как социальные службы Ивьевского района осваивают электромобили

Принёманский регион 27 ноября 18 1200
Как социальные службы Ивьевского района осваивают электромобили
Жители небольшого райцентра Ивье обращают внимание на два белоснежных электрокара, которые колесят по улицам. Периодически они останавливаются возле торгового центра, подключаясь к небольшому зарядному устройству. Оказывается, новенькие машины поступили на вооружение медиков и социальных работников. Подобный проект реализован в нашей стране впервые. Найдет ли он продолжение? 

3b2d382f53fe733039ad140b3d1bdb91.JPG 
Вот такая заправка для электрокаров появилась в центре Ивья. 

Ключи из рук министра 

Указ № 273 о мерах по стимулированию использования электромобилей подписан в июле этого года. Владельцев электромобилей освободили от дорожного сбора. Производители импортных зарядных устройств освобождены от НДС, а землепользователи могут беспрепятственно устанавливать их на своей территории. Помогут ли все эти преимущества пересадить белорусов на электрокары? 

Взять хотя бы ивьевцев. До недавнего время они вообще мало задумывались о преимуществах «зеленых» авто. А тут вдруг в центре города появляется бесплатная зарядка, а к ней в придачу — два авто. Откуда и зачем? Ответ знает заместитель председателя Ивьевского райисполкома Инна Тарасова.  

1fcc8d3f0e2740f195083daebded8121.jpg— Это демонстрационный проект по сокращению выбросов парниковых газов на примере нашего района, — раскрывает карты зампред. — Он реализован в рамках Программы малых грантов Глобального экологического фонда. Совместно с консультативно-просветительским учреждением «Природный путь» подали заявку и получили транш в виде двух электромобилей стоимостью 90 тысяч рублей. Для обеспечения их работы ГПО «Белоруснефть» установило в районе первую заправку. Ключи от новеньких авто нам вручил лично министр природных ресурсов и охраны окружающей среды Андрей Худык. Кроме того, в стране делается все возможное, чтобы заинтересовать граждан в покупке электрокаров. Ивьевский район имеет выгодное географическое расположение. Буквально в нескольких километрах проходит трасса М-6, оживленный перекресток, ведущий на Вороново, Сморгонь, Ошмяны и Островец. Сегодня владельцы электрокаров могут приехать к нам, зарядить авто, провести какое-то время в городе. 





Три часа на зарядку 

Итак, ивьевская социальная сфера пополнилась двумя электромобилями. Пятиместный электрокар достался районной больнице. Здесь обслуживают 23 тысячи детей и взрослых. Большая половина из них проживает в сельской местности. Больница оказывает все виды помощи: начиная с педиатрической и заканчивая хирургической. Ближайший межрайонный центр — в Лиде.  

— Район дотационный, поэтому найти средства для покупки автомобиля весьма проблематично, — констатирует главный врач Ивьевской ЦРБ Лилия Горбач. — В первую очередь электрокар будет использоваться для оказания первичной медицинской помощи. Участковая сеть, педиатрическая и терапевтическая службы будут активно ездить на вызовы. При необходимости будут выполняться плановые выезды или консультации узких специалистов. 

— Как освоили технику? 

— Ничего сложного, — улыбается главврач. — Водители прошли специальное обучение в Минске. Машина, можно сказать, едет сама. Помимо главной заправки, есть еще одна. На территории ветеринарной станции. Однако хотим строить у себя в больничном гараже собственную. Нового поколения. Дело в том, что существующие заправки — третьего поколения. Скорость зарядки у них — 3—4 часа. А мы хотим, чтобы авто можно было бы заправить энергией за 20—30 минут. Оперативность в медицине — главная составляющая. Мы уже обратились в Лидские электросети, и нам пообещали помочь. Поставим отдельный счетчик учета. Пока все это удовольствие бесплатно, но надо быть готовым к тому, что когда-то платить все-таки придется.  

Водитель Виктор Артюх легко приноровился к управлению. Говорит, ничего сложного. Нажимаем кнопочку — и поехали.  

— На приборной панели высвечиваются уровень зарядки, температура генератора, скорость, — комментирует поездку опытный водитель. — Большой экран можно использовать в качестве компьютера. Жители города, особенно во время заправки, подходят, интересуются ценой и качеством. Пока отзывы только положительные.  

«Игрушка» на дороге 

Еще один электрокар — двухместный. Он ожидает добрых дел возле территориального центра обслуживания населения Ивьевского района. Его директор Кристина Трофимчик рада пополнению: 

— Планируем использовать новую машину для доставки продуктов и лекарств одиноким пожилым людям, подвозить их в учреждения здравоохранения, а также при обследовании условий проживания граждан в составе смотровых комиссий. Правда, в этом случае все равно надо выезжать на двух авто, так как в электромобиль помещается всего один пассажир. Как бы то ни было, мы рады подарку и найдем ему применение.  

fb629e047c0318e350818052356267cc.JPG 
Директор территориального центра обслуживания населения Кристина ТРОФИМЧИК рада новинке. 
 
 
Машина действительно смотрится игрушечной, хотя для двоих внутри достаточно комфортно и просторно. Вот работница центра приехала из магазина с пакетом продуктов. Их надо доставить одинокому пенсионеру Иосифу Жабинскому. Фото на память, и продуктовый набор отправляется по нужному адресу. Удобно, быстро, а, главное, — совершенно бесплатно.  

— Честно говоря, по городу ездить — одно удовольствие, — признается Кристина Трофимчик. — По деревням — пока не решались. Очень низкая посадка. Но мы рады, что у нас в руках реальный пример того, что электрические автомобили — это не будущее, а уже настоящее. К тому же бензин постоянно дорожает, а электричество для подзарядки авто бесплатно. Почему бы не воспользоваться предоставленной возможностью?  

Интересно, что в 360-тысячном Гродно пока зарегистрировано только три электромобиля. А инфраструктура уже значительно опережает потребности владельцев «зеленой» техники. Буквально несколько дней назад две зарядные станции максимальной мощностью 22 кВт каждая начали работу на стоянке около спорткомплекса «Неман» в центральной части Гродно. Всего в области в этом году планируется построить еще четыре станции экспресс-зарядки электрокаров четвертого поколения.