Я хочу построить машину будущего

Образование 31 декабря 20 1449
Я хочу построить машину будущего

Так масштабно обрисовал свое увлечение первоклассник Вороновской школы Егор Левандовский. И предпосылки для этого есть. В сентябре учреждение приступило к реализации республиканского инновационного проекта «Внедрение модели STEAM-образования как средства допрофильной подготовки в учреждении образования». В школе появилась специальная лаборатория.

1C9A6219.JPG

Тренд в мировом образовании

Ключевыми навыками, определявшими грамотность ученика еще пару десятилетий назад, были чтение, письмо и арифметика. В XXI же веке акценты сместились в сторону умения критически мыслить, способности к взаимодействию и коммуникации, творческого подхода к делу. Перед учреждениями образования встала необходимость одновременно развивать такие ключевые академические области, как конструирование, робототехнику, программирование, моделирование, 3D-проектирование и многое другое.

Неудивительно, что именно STEM-подход ― один из основных трендов в мировом образовании. Расшифруем аббревиатуру:

Science — наука,

Technology — технология,

Engineering — инженерное дело,

Art — искусство,

Math — математика.

Понятие STEAM подразумевает как получение научных знаний, так и способность применять их на практике. Но можно ли этого добиться в рамках школьного обучения? Как научить детей работать, подобно взрослым, применяя сразу несколько предметных областей для поиска решения? И самое главное, как организовать занятия, чтобы они действительно служили популяризации инженерно-технологических профессий, повышали осведомленность о вариантах карьеры в этой области и давали возможность подтянуть знания по школьным предметам? В этих и других вопросах пытаются разобраться педагоги Вороновской школы.

1.JPG

Лиха беда начала

— Разрабатывая экспериментальный, затем инновационный проект, наша школа решила сделать упор в своем движении на информатизацию, работу с компьютерными средствами, — вводит в курс дела руководитель проекта, директор школы В.М. Волынец. — Тем более, что у нас уже были солидные наработки по Scratch-программированию, пять педагогов прошли специальную курсовую подготовку, многие из учителей имеют вторую специальность «информатика». В итоге проект успешно прошел множество экспертиз. И с сентября 2020 года школа приступила к его реализации. Проект рассчитан на два года.

В воплощении STEAM-образования огромную помощь нам оказывает старший преподаватель кафедры современных методик и технологий образования Академии последипломного образования Анжелика Анатольевна Мещерякова, она является научным консультантом инновационного проекта. Перенимаем опыт коллег из других школ республики.

За счет средств местного бюджета в рамках замены устаревшего компьютерного оборудования у нас создана STEAM-лаборатория. Для занятий робототехникой закуплены базовый и ресурсный наборы LEGO EV3, два базовых набора LEGO Education WeDo, зарядные устройства, аккумуляторные батареи, наборы датчиков, платы Micro.Bit. Заниматься 3-D моделированием и Scratch-программированием учащиеся будут на новеньких ноутбуках с соответствующими техническими характеристиками. Для развития навыков конструирования у школьников первого года обучения приобретены наборы простых механизмов LEGO Education и набор «Образовательное решение LEGO».

3.JPG

Экскурсия в STEAM-лабораторию

В отличие от стереотипного представления обывателя в этой лаборатории нет пробирок, колбочек, микроскопов. «Начинка» помещения — ноутбуки, робоконструкторы и большой демонстрационный экран. И атмосфера, будто скоро произойдет открытие века. Дети с педагогом фанатично обсуждают какие-то формулы, используя в лексиконе слова из языка программирования. Нужен переводчик, подумала я.

— На колесной базе установлены различные датчики, и с помощью языка программирования Scratch мы производим модификацию, — демонстрирует коллективное детище восьмиклассник Артем Синкявичюс, попутно объясняя его «способности». — Вот видите, глаза робота — ультразвуковой датчик. С их помощью он может обходить преграду: посылается сигнал, который отражается от препятствия, и по классической формуле из физики, зная скорость звука, определяется расстояние…

2.JPG

— Создание подобного бота — это пока наша планка, которая, конечно, будет подниматься с появлением наработок, с расширением материальной базы, — уточняет молодой учитель информатики Евгений Валерьевич Войшнис. — Вообще, мы выстраиваем преемственность. К примеру, малыши занимаются конструированием и знакомятся с простыми механизмами, позже ребята применяют эти знания и используют уже электродвигатели, датчики. В старших классах работа в большинстве построена на освоении программирования. Если в начальном звене это Scratch, то в 7-8 классе — высокоуровневый скриптовый язык программирования Python. Он более востребован, чем классический Си, широко используется в веб-разработках, в создании сайтов и других разных приложений.

Вот такие «полиглоты» здесь учатся.

Дополнительное расписание

В рамках реализации проекта в школе организованы факультативы и объединения по интересам. Такие как «Робототехника», «Математическое моделирование в системе Maple», «3D-моделирование», «Бумагопластика», «Конструирование и моделирование одежды». STEAM-технологии применяются на уроках английского языка, создан театральный кружок на английском языке и другие. Имеют возможность заниматься все учащиеся — от начального до старшего звена.

1C9A6332.JPG

— STEAM подразумевает изменения ролей обучающегося и педагога. Дети получают больше свободы, чем в рамках классического урока. Тьюторство на уровне «ребенок-ребенок» — это прямое следствие правильно настроенного STEAM-занятия. Научить думать, программировать и фантазировать. Наверное, это и есть главная задача педагогов, — подытоживает информацию ответственный исполнитель проекта, заместитель директора по вос-питательной работе, учитель информатики Мария Винцентовна Литовчик. — Если у ребенка есть желание, интерес и время, он может освоить все. Посещение занятий по робототехнике мы не ограничиваем: все желающие могут присоединиться. Надо сказать, что на начальном этапе ребят было немного, так как теоретические знания не настолько занимательны, как практическое освоение, когда можно увидеть результат кропотливого труда. Но круг юных программистов заметно ширится.

Галина ШЛЕМПО.

Фото Олега БЕЛЬСКОГО.

Новости о реализации проекта можно просматривать на сайте, пройдя по ссылке https://sites.google.com/view/voronovo-steam.