Игорь Тур: «Свою позицию мы выражаем жестко, но в спокойной и уважительной риторике даже к оппонентам»

Общество 30 июля 21 921
Игорь Тур: «Свою позицию мы выражаем жестко, но в спокойной и уважительной риторике даже к оппонентам»

Об информационной войне и совершенно иной, не похожей на прежнюю, работе государственных СМИ сегодня, пожалуй, говорят все. События 2020 года вынудили многих журналистов в корне поменять формат деятельности. Инфополе остро нуждается в достоверных и, главное, честных новостях.

О том, как дальше выстраивать свою работу журналистам госСМИ и почему число подписчиков оппозиционных Telegram-каналов все стремительнее падает, в специальном интервью «Гродзенскай праўдзе» рассказал политический обозреватель телеканала ОНТ Игорь Тур.  

– Игорь, Вы не раз говорили, что облик белорусских СМИ уже не тот, каким был год назад. Что, на Ваш взгляд, повлияло на работу журналистов госСМИ и как ее нужно выстраивать дальше?

182601083_4159133667487646_4955855956596307670_n.jpg
– Журналистам государственных ресурсов сейчас наиболее рационально продолжать делать то, чем мы активно занимаемся уже больше года. Надо работать преимущественно с фактами, без каких-то личных предположений и не обоснованных фактами умозаключений. В то время, как наши оппоненты делают ставку на предположения, догадки и выдумку. На мой взгляд, некий перелом информповестки произошел по причине того, что мы долго и уверенно работали непосредственно с фактами, с которыми спорить сложно, и продолжаем это делать. Ни для кого не секрет, что журналисты государственных средств массовой информации гораздо активнее работают в качестве лидеров мнений на личных каналах, страницах социальных сетей. И в этом заключается наше преимущество. Мы свою позицию выражаем открыто, достаточно жестко, но в спокойной и уважительной риторике к оппонентам, даже несмотря на то, что они предпочитают откровенно лить грязь на тех, кто не согласен с их мнением. Мы и дальше спокойно, с полной уверенностью продолжим говорить то, что мы считаем важным. При этом уважая людей, у которых есть обоснованное, аргументированное собственное мнение.

– Не прошло и года, как внимание общества к деструктивным Telegram-каналам стало стремительно падать. Значит ли это, что люди научились отличать ложь от правды?

– Наш народ порядком устал от информационной войны, в которой доминирующей платформой был Telegram. Как показывает статистика, от телеграмм-каналов отписывается очень много людей, в первую очередь от протестно-радикальных сообществ. Во многом потому, что их манера подачи информации агрессивна и неприятна. Все потому, что с течением времени сторонников такого подхода, когда на инфополе остаются лишь вымыслы, грязь и ругань, становится все меньше и меньше.

Стоит отметить, что на  государственных каналах внимание аудитории с сугубо политической повестки постепенно переключается и на другие темы. Ситуация меняется, народ возвращается к обычной спокойной жизни без параллельного существования в реальности интернета. Все мы знаем, что сейчас многие из так называемых оппозиционных Telegram-каналов признаны экстремистскими. Первая и главная причина – откровенные фейки, которые там распространялись. Уверен, что абсолютное большинство читателей таких каналов это хорошо понимают, и дальнейшее падение интереса к подобным сообществам просматривается достаточно очевидно.

Подчеркну, никто никому не запрещает выражать альтернативное мнение. Очень долго соответствующие структуры закрывали глаза на существование ресурсов, которые называют себя независимыми СМИ. До тех пор, пока их риторика не стала крайне враждебной,  пока они не начали толкать людей на откровенную агрессию в адрес государства и людей, его защищающих.  Как только начались действия, которые противоречат нормам уголовного кодекса, законодательству – такие «СМИ» начали закрывать. Мы не говорим, что ликвидируются вообще все, Telegram-каналы и другие интернет-платформы, критикующие государство. Вопрос в адекватности риторики и нарушении закона.

Самый простой пример: много лет существовала платформа tut.by, которая откровенно пересекала все красные линии и в итоге недавно была закрыта. Есть схожие ресурсы, которые тоже критикуют власть, но стараются работать в рамках законодательства и не опускаться до необоснованной поточности в неконструктивной критике. Они работают и дальше. Наши оппоненты могут сколько угодно кричать, что государство прикрывает всех, но это неправда.

– Наверняка Вы слышали об исковом заявлении Минюста о ликвидации Белорусской ассоциации журналистов. Как считаете, чем это вызвано?

wvOl9EQ9yxaZUWJo.jpg

– Вопросы к БАЖу были давно и возникали на разных этапах. Однако члены этой ассоциации упорно пытались делать вид, что они белые и пушистые. Но, к счастью, в рамках правового поля этот принцип не работает. Заявление Минюста, где звучит формулировка «за нарушение законодательства», – это полностью логичный и оправданный шаг. Известно, что у БАЖа были вопросы по аренде помещений. И все мы прекрасно понимаем: если организация не может предоставить исчерпывающий пакет документов по аренде офисов, счета из банков, то, скорее всего, существует проблема с тем, откуда появились деньги на оплату. Вероятно, эти деньги приходили в виде наличности из неких иных источников. У меня, к примеру, как у наблюдателя со стороны, есть основания считать, что эти деньги могли поступить из-за рубежа, в том числе и на раскачку ситуации в августе прошлого года. Как бы громко БАЖ не кричала о том, что ее притесняют, в ходе судебного заседания все станет на свои места.

– Недавно Глава государства подписал Закон об изменении законов, регулирующих вопросы защиты суверенитета и конституционного строя. Документ затрагивает и работу СМИ. У Вас, как журналиста Президентского пула, не могу не спросить, что Вы думаете о новшествах, которые затронут работу журналистов?

f4cfbd6d6e71a59fc69d1ca8a9e576a1.jpg

– Скажу даже больше: я принимал участие в обсуждении этого законопроекта еще на начальном этапе, когда дискуссия велась во время круглого стола демократических сил Воскресенского. И у меня была возможность высказать свои взгляды и предпочтения. И первое, что я сделал, – активно выступал за то, что на несанкционированных мероприятиях каждый журналист должен приравниваться к участникам этого мероприятия, если он заранее не обозначил силовым структурам свое желание работать там в качестве журналиста. Впрочем, так было всегда. СМИ согласовывали свое участие в каких бы то ни было мероприятиях, для того, чтобы беспрепятственно вести съемку, репортаж или стрим. Сейчас же, если не аккредитованного журналиста просят удалиться с места событий, особенно, если это протестные акции, это воспринимают как притеснение и нарушение прав.

Что еще важно лично для меня – мы стали более предметно работать по вопросами блогерства. Сейчас любой может достать из кармана телефон и начать снимать провокационные стримы, которые будут подогревать агрессивные настроения у людей. И, если подойдет сотрудник правоохранительных органов с вопросом: «Кто Вы?», гордо отвечать: «Я блогер». А через минуту спрятать телефон и перестать быть блогером. Как только этот статус определится четче в нашем законодательстве, все поймут правила игры и будут по ним играть. Тогда во всей информационной среде будет намного больше адекватной, правдивой и нужной информации. 

Думаю, многие со мной согласятся, что работа журналиста в принципе никогда легкой не была, а в условиях нынешней общественно-политической обстановки стала в разы труднее и ответственней. И сегодня наша главная задача – не поддаться на провокации и не гнаться за хайпом, не работать только на количество подписчиков, зрителей или читателей, а делать все, чтобы жителям нашей страны всегда были доступны достоверные, проверенные и честные новости. Именно от этого зависит, каким будет информационное поле, а значит, во многом, и вся наша жизнь.

Анжелика Дудко

Фото:из открытых интернет-источников

https://grodnonews.by/