Общий стаж педагогов семьи Неделько — 135 лет. Династия заложилась еще в 60-е годы прошлого века, а продолжается и в наши дни. Знакомимся с ее представителями в трех поколениях

01 мая 22 3792
Общий стаж педагогов семьи Неделько — 135 лет. Династия заложилась еще в 60-е годы прошлого века, а продолжается и в наши дни. Знакомимся с ее представителями в трех поколениях

Общий стаж педагогов семьи Неделько — 135 лет. Династия заложилась еще в 60-е годы прошлого века, а продолжается и в наши дни. Знакомимся с ее представителями в трех поколениях.

1C9A1503.jpg

Александр и Данута

Начало педагогической династии положил Александр Иосифович Неделько, когда устроился на работу в Подитвянскую восьмилетнюю школу. Образования у него не было, на первых порах вел там, а затем в Смильгинской средней школе физкультуру и рисование. Любил историю, поэтому вскоре и окончил заочно исторический факультет Гродненского университета. Практически сразу вступил в должность директора Больтишской средней школы. Она была возведена за год до его назначения, поэтому на руководителя легла ответственность не только за коллектив, детей, организацию учебного процесса, но и за благоустройство здания. Под его руководством было сделано многое — обустроена пришкольная территория, оборудована спортивная площадка, построены мастерская и теплица. Дружному школьному коллективу все это было под силу. Как историк Александр Иосифович много внимания уделял патриотическому воспитанию и краеведческой работе. И педагоги, и дети с удовольствием вспоминают экскурсии по городам Беларуси, России, Латвии, Литвы.

Из этой школы А.И. Неделько уходил на заслуженный отдых, имея 39 лет профессионального стажа. Из них 28 — на руководящем посту. Коллеги и ученики тепло о нем отзываются, помнят его чутким, компромиссным руководителем, сильным предметником и трудолю-бивым, отзывчивым человеком.

Данута Ивановна на Вороновщину приехала в 1966 году по распределению после окончания Гродненского университета. Работала учителем начальных классов в разных школах, вела также немецкий язык. С будущим супругом друг друга заметили сразу на районном августовском собрании, но познакомились позже. Их семейный союз оказался крепким, с почти 50-летней выдержкой. Но из-за тяжелого недуга Александр Иосифович до золотого юбилея не дожил, его не стало в 2018 году.

А Данута Ивановна и на заслуженном отдыхе еще работала. Ее профессиональный путь получился длиною в 45 лет. Она застала и переход на 10-балльную систему оценки знаний, и развитие информатизации в школах.

— Да, и времена другие, и дети не те. Нет, не хуже, чем были в наше время. Они просто другие, — рассуждает собеседница. — Несмотря на множество технологий, учительский труд все же и сегодня легким не назовешь….

И невозможно не согласиться с опытным педагогом, что школьные традиции советского времени и через полвека очень актуальны.

Олег

В 1990-е годы профессио-нальную эстафету от родителей перенял старший сын Олег Александрович — учитель истории Пелясского УПК.

— После войны в доме родителей моего отца в д. Старые Смильгини размещалась школа. Потом построили типовое здание. — рассказывает О.А. Неделько. — В детстве любил бывать у дедушки с бабушкой. Они мне обо всем этом и рассказывали. А я представлял, как в одной большой комнате велись уроки, звенел звонок! Вот откуда истоки нашей педагогической династии.

После службы в армии Олег Александрович выбрал для поступления математический факультет БГУ. Во многом под влиянием своего приятеля. Проучился заочно три года и забрал документы, потому что окончательно решил для себя — не мое это! Подал их в приемную комиссию соседнего вуза — на исторический факультет БГПУ имени М. Танка. И с тех пор, вот уже 28 лет, не пожалел о том решении. Удивительно, но через 20 лет такой же неожиданный поворот событий случился и у его сына…  

Фото-0486.jpg

Ольга

В 2000-х учителем началь-ных классов стала Ольга Алек-сандровна, последовавшая примеру своей мамы. Данута Ивановна была строгая и требовательная к порядку даже в мелочах, но при этом девочка видела, как любят ее дети, искренне радуются при встрече повзрослевшие выпускники. А еще в детстве она любила наблюдать, как мама дома проверяет тетрадки, выводит красным стержнем оценки. Часто на лице ее читалась усталость, но она всегда была сосредоточена и внимательна.

Ольга Александровна после окончания педагогического колледжа вернулась в родную Больтишскую школу, позже закончила ГрГУ имени Янки Купалы. И вот уже двадцать лет встречает первоклашек, принимая их под свою опеку, а затем провожает в среднее звено. За профессиональными советами частенько обращалась к маме, что молодому педагогу очень помогало, пока нарабатывался нужный опыт.

Из троих детей Александра Иосифовича и Дануты Ивановны только средний сын Виталий не стал учителем. Но и в семье инженера есть педагог — супруга Татьяна.

1C9A1500.JPG

Андрей

— Дома было много папиных учебников, энциклопедий. Любил листать их, рассматривать. Как научился читать, стало еще интересней, — подключается к беседе самый младший представитель семейной династии Андрей Олегович Неделько, учитель математики Пелясского УПК. — Уже в шестом классе решил, что буду учителем, как папа и дедушка.

Но в старших классах он изменил свое решение — информационные технологии показались ему более перспективным и интересным направлением. Выпускник усиленно готовился к ЦТ по профильным предметам для поступления в БГУИР. Когда поехали подавать туда документы, выкроили время для прогулки по Минску. Зашли и в отцовскую альма-матер — педагогический университет. Здешняя атмосфера впечатлила парня. Настолько, что буквально у дверей приемной комиссии БГУИР он передумал в него поступать и связывать свою жизнь с программированием...

IMG_20220126_105226.jpg

Вот так в семье Неделько появился еще один учитель.

Андрей Олегович до армии успел поработать в столице, а после службы не захотел возвращаться туда. В родной школе как раз нужен был математик со знанием литовского языка, молодой человек в конце прошлого года вернулся в свой район. Они с отцом — теперь коллеги, на работу и с работы — вместе.

Молодому человеку комфортно на рабочем месте. Он творческий, легкий на подъем, коммуникабельный, к нему тянутся ученики. И он не жалеет на них своего личного времени, чтобы поддержать какие-либо их увлечения. Компьютерным программированием, рисованием, например. Ведь вполне возможно, что это поможет детям раскрыться, найти свое место в жизни…

Ольга ВОРОБЬЕВА.

Фото Леонида ИВАШКО и из архива Олега НЕДЕЛЬКО.