Кровавые следы Армии Крайовой

Кровавые следы Армии Крайовой

На вороновской земле польская подпольная военная организация Армия Крайова «прославилась» не только такими громкими преступлениями, как убийство героя Советского Союза Александра Канарчика и семьи секретаря сельсовета Кошко на хуторе Радунщины. Сегодня все больше становится известно и о других преступлениях ее бойцов благодаря огромной работе, проводимой прокуратурой и следственным комитетом в ходе расследования уголовного дела по факту геноцида белорусского народа в годы Великой Отечественной войны. Об этом корреспонденту «ВГ» рассказал прокурор Вороновского района Алексей ГОТОВЧИЦ:

— Сегодня изучено и отработано более 20-ти архивных уголовных дел о преступлениях в отношении мирного населения Вороновского района бойцами Армии Крайовой. На Вороновщине действовали отряды под командованием «Крыси» и «Панурого». Только в Радунском районе со 2 октября 1944 года по 21 января 1945 года совершено 27 террористических актов с убийством 56 человек местного актива и гражданского населения, разгромлено 3 здания сельсоветов с сожжением всех документов.

В ходе расследования удалось установить ранее неизвестные имена аковцев, действовавших бандами. Одна из них причастна к убийству 10 жителей деревень за неполных полгода, на счету другой — 17 смертей в 1946-48 годах. Следы привели районную следственную группу в разные населенные пункты: Заболоть, Больтишки, Бастуны, Полипницу, Гаркуны, Талькунцы, Кемейши, Гудели, Трокели, Волдотишки.

Несмотря на приказ о роспуске Армии Крайовой, отданный генералом Л. Окулицким в январе 1945 года, она продолжала вооруженную борьбу с советской властью и поддерживавшим ее населением. На освобожденной территории района гибли работники сельских советов, учителя, целые семьи. Как, например, семья Гинал в д. Волдотишки. Аковцы под предлогом борьбы с «нелояльными к польскому правительству гражданами» совер-шали необоснованные убийства мирных жителей, в том числе и детей, грабили людские дома и магазины. Фактически занимались бандитизмом. Установлено также, что до вступления в ряды Армии Крайовой некоторые из бойцов пособничали оккупационному режиму, участвуя в бесчеловечных акциях гитлеровцев. Что же это, если не целенаправленное уничтожение мирных жителей Беларуси?

Уже на данном этапе расследования уголовного дела стало очевидным, что факты геноцида белорусского народа военного и послевоенного периодов были известны не в полной мере. Над восполнением этих пробелов сегодня и работают прокуроры, следователи республики.

Ольга ВОРОБЬЕВА.

Фото Олега БЕЛЬСКОГО.