Ситуация с ценами стабилизировалась: продолжится ли падение цен? Рубрика «Будет Дополнено»

Экономика и с/х 10 ноября 22 5418
Ситуация с ценами стабилизировалась: продолжится ли падение цен? Рубрика «Будет Дополнено»

Ситуация с ценами стабилизировалась: продолжится ли падение цен? Рубрика «Будет Дополнено»

Ситуация с ценами в стране стабилизирована. Об этом сегодня заявили в Министерстве антимонопольного регулирования и торговли. Более того, в ведомстве подчеркнули: по итогам октября в стране зафиксирована дефляция. То есть цены пошли вниз. И, как полагают в министерстве, подобной динамики можно ожидать до конца года. Поручение Президента выполнено. Но как же так получилось с ценами и в чём была причина таких скачек?

«Кто деньги гребет, тот не устает» – гласит известная пословица одного народа, который всегда считался, назовем это так, «торговым». Сегодня – о ценах. И вспомним еще одно выражение: «Почему так дорого? Да просто деньги очень нужны». Я Анатолий Занкович, и дополнил тему.

https://youtu.be/CFi2-76sjys

Никто не хочет переплачивать и отдавать больше, чем это стоит на самом деле. Резонный вопрос: а сколько тогда стоит? И тут у каждого своя правда. Чуть больше месяца страна живет в теме цен.

Итак, хронология. 6 октября Президент провел совещание с экономическим блоком правительства, где главным вопросом стал «А что происходит с ценообразованием?». Вопрос актуальный, потому что в цепочке от производителя до покупателя стоимость некоторых товаров возрастает кратно. Так кто и на каком этапе это делает? И обоснованно ли?

Сразу же вспоминается известное стихотворение о даме, которая сдавала багаж. И о собачке, которая за время пути подросла. Случай хрестоматийный, ведь покупатель (та самая дама) рассчитывала на порядочность, но получила совсем не то. Примерно такая же схема до недавнего времени работала и с ценами. 

Производитель выпускает товар, а заодно думает: «Накручу я больше». Так, на всякий случай. Так же считает и следующее звено, скажем, дилеры или дистрибьютеры, мол, мало ли что. Подключается оптовая торговля, и здесь такой же механизм. Наконец, розница. И в итоге покупатель стоит перед прилавком и гадает: а почему это стоило год назад в два раза дешевле? Почему собачка за время пути подросла? 

Вопросы резонные, и Совмин отреагировал оперативно. Первое: исследовал, откуда появился этот неконтролируемый рост. Об этом было чуть выше. И второе: отрегулировал всю цепочку ценообразования, от производителя до прилавка.  

И ведь так и случилось. Оказывается, даже такой товар, как соус в фаст-фуде, может стоить в два раза дешевле, чем месяц назад. Или стройматериалы могут вдруг подешеветь на треть. И их продают, а значит, для бизнеса это не убыток.    

Что главное для любого бизнеса? Прибыль, конечно. Но подходы и методы могут быть разными. Можно выбрать маржинальность – взвинтить цены на 100% и ждать своего одного покупателя. А можно брать оборотом, когда поставить надбавку в 10% – и уже десять покупателей тебе в итоге принесут такое же количество денег. 

И если кто-то про риски, то давайте без мифологии. А то с таким подходом будем таксистами-«бомбилами». Вот недавний случай: когда в Минске водитель взял с пассажира за 10 километров пути 60 рублей. Нормально так, да? 

Кстати, хороший повод разобраться в этом сегменте, потому что не первый раз уже такое. И ведь вопрос в добросовестности перевозчика, который говорит «едем по тарифу», а какой там тариф, сколько заплатит условная бабушка в конце поездки… Но это задача на будущее, а сегодня в профильном ведомстве рассказали, что получилось. 

Андрей Картун, заместитель министра антимонопольного регулирования и торговли: «Система регулирования цен работает уже почти три недели. Изначально был шквал обращений. Вопросов возникало много, особенно в непродовольственном сегменте, так как продовольственный и ранее находился в условиях ценового регулирования, подходы им известны. Мы уже видим эффект от принятых мер. В октябре у нас дефляция. И по году в целом инфляция существенно замедлится».

Оптимистично. Весьма. И если насчет выводов, то должны быть четкие правила игры в ценообразовании для всех. А любая стоимость – четко обоснована. Зафиксируем! Цена на товар может не быть дешевой или дорогой, она должна быть понятной и прозрачной. Что из чего складывается, а не просто – «я так захотел». 

Ведь кроме прибыли в бизнесе еще важна репутация. «Доброе имя лучше большого богатства, и добрая слава лучше серебра и золота» – эти слова уже из другой книги, очень древней, но до сих пор актуальной.

ОНТ