В Мирском замке реставрируют штучные шпалеры XVII—XVIII веков

В Мирском замке реставрируют штучные шпалеры XVII—XVIII веков

Мало кто знает, что в Мирском замке можно увидеть самую большую в стране коллекцию старинных шпалер.

Их целенаправленно собирали на протяжении всего периода существования музея, и сегодня здесь насчитывается 18 произведений ручного и машинного ткачества. Когда-то настенные ковры без ворса служили для утепления каменных стен средневековых замков, ими завешивали окна и закрывали дыры. Сейчас стоимость некоторых редких экземпляров может доходить до сотни тысяч долларов. Как сохранить 400‑летние раритеты от разрушения, легко ли восстановить утраченное и кто помогает хранителям и реставраторам в этой сложной работе, рассказывает СБ.

Интересно, что давным-давно о шпалерах, сотканных на мануфактурах в Кореличах и Мире, знали далеко за пределами этих мест. Самые известные связаны с родом Радзивиллов. В наше время о местонахождении созданных в Кореличах раритетов известно, что четыре из них — в музеях Кракова и Варшавы в Польше, один — во Львовском историческом музее. Увы, ни в Мирском замке, ни в стране в целом похожих образцов не найти. Теперь стены замкового комплекса «Мир» украшают заграничные изделия, прибывшие в основном из Франции. Среди них фламандская «Охота» XVI века, «Борьба между Тесеем и Тавром перед Миносом и Ариадной» (1670‑е гг.), обюссоновская «Одиссей и Цирцея», датированная второй половиной XVII века, и другие.

Заведующий отделом учета и хранения музейных фондов музея «Замковый комплекс «Мир» Елена Денис знает все о «картинных коврах».

— Шпалеры или гобелены? — задаю первый вопрос специалисту.

— Шпалеры — более широкое понятие, — улыбается собеседница. — Гобеленами называют изделия, созданные на мануфактуре братьев Гобеленов во Франции. Если говорить о нашей коллекции, то речь идет о 14 произведениях ручного ткачества конца XVI — начала XVIII века и о четырех изделиях машинного производства начала XX века. Имеем также четыре шпалеры современного производства, которые в свое время делали на комбинате декоративно-прикладного искусства имени А. М. Кищенко. Они находятся в конференц-зале и в интерьерах гостиницы.

Одним из важных вопросов остается реставрация исторических тканых изделий, нуждающихся в починке, особых условиях хранения. К нему сотрудники музея подходят очень ответственно.

— Так как большая часть шпалер находится в экспозиции, то периодически мы их снимаем, чтобы они «отдохнули». Реставратор тщательно их осматривает, и порой необходимо оперативное вмешательство. Провисание основы, расхождение нитей и другие «болячки» требуют тщательного подхода. Проблема в том, что реставрационная школа в стране не так развита, как хотелось бы.

Но, безусловно, есть замечательные специалисты в Национальном художественном музее: они в 2020 году помогали восстанавливать шпалеру из Франции «Пейзаж с мельницей», которая была приобретена на аукционе по заказу музея.

Елена Денис предлагает пройтись по залам, чтобы воочию увидеть тот самый раритет.

— Она самая маленькая по размеру из всех находящихся в замке, — демонстрирует специалист небольшое полотно. — Однако на реставрацию ушел почти год кропотливого труда. Рядом висит еще один раритет, который когда-то конфисковали на границе сотрудники Брестской таможни. Это шпалера «Царица Зенобия перед императором Аврелианом», датированная второй половиной XVI — началом XVII века.

В настоящее время в реставрационной мастерской находится ценный экземпляр — композиция «Торжество Мардохея», изготовленная во Франции на мануфактуре Обюссон во второй половине XVII века. Художник-реставратор музея «Замковый комплекс «Мир» Наталья Отцецкая встречает в святая святых, где тканое панно проходит «лечение»:

vvx15ruk8gqtyb8ujjqtn1f13rq77cbp.jpg

— При демонтаже подкладки заметили очаги, где шелковая нить разрушилась. Льняной тканью пришлось продублировать эти участки с обратной стороны. Как видите, шпалера намотана на станок, который в свое время сделали собственными руками сотрудники музея. Примерно такой мы подсмотрели во Франции. Он имеет очень удобный механизм поворота, что буквально спасает, учитывая недостаток площадей, где можно было бы полностью разложить полотно. Размер данного образца — 3,50 на 2,70 метра.

СБ