Сегодня — День потребителя. Исключительно по закону

15 марта 23 423

1C9A1906.JPG

В несправедливых ситуациях пострадавшие всегда чувствуют свою правоту, но далеко не всегда знают, какие их права нарушены и как их отстоять. Закон «О защите прав потребителей» призван защитить граждан при покупках и пользовании услугами. Поводом для консультации у уполномоченного по защите прав потребителей Вороновского райисполкома Елены Бобиной стали обращения в редакцию газеты читателей.

На ценнике одно — в кассе другое

— Жительница райцентра рассказала о ситуации, случившейся в одном из продуктовых магазинов Вороново: «Выбирая товар, всегда внимательно изучаю цены. И не раз сталкиваюсь с тем, что на кассе приходится платить большую сумму, чем рассчитываю. И разница не в копейках, иногда выясняется, что стоимость в два раза превышает заявленную на акции. Продавцы объясняют это тем, что ценник не успели поменять или акция уже не действует». Елена Станиславовна, что делать в данной ситуации?

— Изготовитель (продавец, поставщик, представитель, исполнитель) обязан своевременно представлять потребителю необходимую и достоверную информацию о предлагаемых товарах (работах, услугах). Цена — это обязательная информация о товаре, она должна быть читаемой, достоверной и своевременной. И продавец должен продать товар покупателю именно по той цене, которая указана на ценнике. Ответственность за разницу при несоответствии цены несет именно продавец.

В описанной ситуации покупатель может: приобрести товар по цене, предложенной продавцом к оплате; вернуть товар и отказаться от его приобретения; потребовать от продавца продажи товара по указанной на ценнике стоимости. Отказ продавца продавать товар по указанной цене или нежелание возместить разницу между стоимостью приобретенного товара и его витринной ценой может повлечь за собой административное взыскание. Покупателю следует попросить Книгу замечаний и предложений и оставить запись о несоответствии стоимости на ценнике и при оплате на кассе.

Вернуть акционный товар можно

— Еще один вопрос от читателей: «Продавцы часто предупреждают потребителей, что товар, приобретенный по акции, вернуть или обменять нельзя. Это правда?»

— Приобретенный товар надлежащего качества, в том числе и в период проведения акции, потребитель вправе возвратить в течение 14 дней с момента его покупки, если он не был в употреблении, сохранил свои потребительские свойства, имеются доказательства приобретения его у данного продавца и он не включен в Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену и возврату.

Интернет-торговля не исключение

— Совершать покупки в интернет-магазине очень удобно. Одинаковые ли права у потребителей, которые совершают покупку в стационарном и интернет-магазине?

— За покупателем сохраняются все те же права, гарантированные законом. Кроме того, если при реализации товаров через интернет-магазин потребителю не предоставлена возможность получить необходимую и достоверную информацию о товаре в момент его доставки, гражданин вправе отказаться от его приобретения без возмещения продавцу расходов, связанных с доставкой. Кстати, отсутствие у покупателя документа, подтверждающего факт покупки товара, не является основанием для отказа в удовлетворении его требований. Для подтверждения факта приобретения могут использоваться свидетельские показания, элементы потребительской тары (упаковки), на которых имеются отметки продавца.

Согласно Правилам при торговле через интернет-магазин продавец обязан предоставить покупателям возможность расчета путем дистанционного перечисления денежных средств.

Претензии покупатель может направлять как в адрес продавца, так и собственника электронного ресурса, где осуществлялась торговля. Поэтому очень важно сохранять данные об интернет-странице, на которой вы выбирали товар.

Как правило, обменять качественный товар на аналогичный или вернуть его никаких проблем не составляет. Продавец на это легко соглашается. Правда, деньги за покупку могут вернуть не сразу. По закону в течение 10 дней их могут перевести на карту, выплатить наличными либо даже отправить почтовым переводом.

Если в установленные законодательством сроки продавец (изготовитель, поставщик, представитель, ремонтная организация) не ответил или не удовлетворил требование, можно обратиться в местные исполнительные и распорядительные органы по месту регистрации продавца (изготовителя, исполнителя), общественную организацию потребителей либо суд.

Возврату не подлежит

— Входит ли в перечень товаров надлежащего качества, которые не подлежат обмену и возврату, керамическая плитка, интересуется читатель.

— Да, в перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену и возврату, входят: керамическая и керамогранитная плитка, а также паркет, ламинат, пробковый пол, настенная пробка, обои. Кроме того, в него включены текстильные товары, лентоткацкие изделия (ленты, кружево, тесьма, шнуры, бахрома), ковровые изделия, провода, кабели, линолеум, багет, пленка, клеенка и иные метражные товары; чулочно-носочные изделия; бижутерия*; парфюмерно-косметические товары*; маникюрные и педикюрные инструменты и наборы*; игрушки, карнавальные принадлежности (костюмы, маски, полумаски)*; товары бытовой химии*; ручки всех видов, автоматические карандаши, стержни, маркеры, фломастеры и иные аналогичные товары*; предметы личной гигиены; лекарственные средства; цветы, растения, семена* и другие товары (* за исключением товаров, упакованных в герметичную (вакуумную) потребительскую упаковку, а также потребительскую упаковку, обеспечивающую возможность установить, что товар не был в употреблении).

— Елена Станиславовна, 15 марта в календаре обозначен как День потребителя. В Беларуси он проходит под определенным девизом. В нынешнем году на какую тему сделан акцент?

— В 2023 году в государствах-членах Евразийского экономического союза День потребителя проводится под девизом «Грамотный потребитель — ответственный бизнес». Он призван обратить внимание на необходимость формирования пространства взаимного уважения и доверия между потребителем и бизнесом. Основа такой работы заложена Программой совместных действий государств - членов ЕАЭС в сфере защиты прав потребителей.

За консультацией по вопросам защиты прав по-требителей можно обратиться по телефону 2-14-04.

Беседовала Галина ШЛЕМПО.

Фото Олега БЕЛЬСКОГО.

Добавление комментария
CAPTCHA
*