Железнодорожная станция на пограничье


Так уж сложилось в ходе исторического развития нашего региона, что неторопливая речулка Сольча издавна делила окружающие его земли сначала на поветы (Лидский и Виленский), позднее — на страны (Беларусь и Литва). И если река служила естественной преградой, то «мостом», объединяющим огромные расстояния, сближающим города и регионы, по праву можно назвать железнодорожную станцию в Беняконях.

Историческая справка

Первой по белорусской земле пролегла Петербурго-Варшавская железная дорога, движение по которой было начато 15 декабря 1862 года. 9 ноября 1882 года на ветви открылись пассажирское и товарное движения. В тоже время было открыто движение на участке Брест-Пинск, в 1884 году — в направлении Вильно-Лида-Барановичи-Лунинец и на участке Лунинец-Пинск. Тогда же были построены железнодорожные станции на отрезке Вильно-Лида в Яшунах (Яшунай), в Беняконях и Бастунах. На строительстве дорог были заняты железнодорожные войска. Кроме решения технических и кадровых вопросов при строительстве стальных магистралей, необходимо было преодолеть общественное мнение. Пресса в то время выдвигала смешные сегодня аргументы: «…Железные дороги помешают коровам пастись, куры перестанут нести яйца, отравленный дымом воздух будет убивать пролетающих мимо птиц, дома близ дороги погорят, в случае взрыва паровоза будут разорваны на куски все пассажиры…». Однако недоверие общественности ушло из-за практической выгоды: паровоз преодолевал путь, к примеру, из Беняконь до Вильно всего за два часа. Надобность в постоялом дворе в Беняконях, где меняли лошадей на пути из Лиды в Вильно и обратно, потеряла актуальность. Паровозы двигались со скоростью 30-40 км/ч, а когда поезд шел в гору, то можно было спокойно выйти из вагона.

Первым начальником Вильно-Ровенской и Пинской, а затем Полесских железных дорог был инженер путей сообщения Иван Иванович Ходоровский. Затем эту должность занимали Василий Николаевич Коковцев, Александр Юльевич Фриде, Владимир Павлович Рейслер. В 1885 году на Полесских железных дорогах имелось всего 68 паровозов, 200 пассажирских вагонов, 1 511  товарных.

Военное время

Рышард Керсновский, автор мемуаров «Там и тогда. В Подваришках, в Вильнюсе и пуще»,  оставил интересные факты о роли железнодорожной станции в Беняконях. Например, в 1919 году на ней  формировались отряды из польских и иностранных войск. Весной того же года польские  кавалеристы ворвались в Вильнюс, освобождая его от большевиков, и успешно взяли город. В память об этом весной 1939г. в двадцатую годовщину прошлых событий была установлена мемориальная доска на стене здания железнодорожной станции. В 1920-1922гг. местечко Бенякони являлось важным центром для вооруженных сил. Там же была создана оперативная группа, состоящая из бригады кавалерии. К моменту передачи западных территорий Беларуси Польше на этих дорогах действовали  255 паровозов, 435 пассажирских вагонов и 8 859 товарных.

Движение пассажирских поездов осуществлялось сравнительно регулярно: за 1929-1938гг. выполнение расписания пассажирских поездов составило около 93%.

Из воспоминаний

Центром притяжения для Беняконь и околиц был,  прежде всего, Вильно (Вильнюс) — административный, экономический и культурный центр. Это город необыкновенной красоты, уникальной истории и культуры. Длительность поездки из Беняконь в Вильнюс сократилась почти вдвое и продолжалась час и десять минут. Поезда, на которых ученики ездили в вильнюсские школы называли «ученическими».

За несколько лет до Второй мировой войны на линии появились пульмановские вагоны, а  локальное движение начали обслуживать тепловозы, которые с гордостью называли «торпедами». График движения товарных поездов был менее интенсивным. С 1930 года разрешалось отправлять товарные поезда по готовности, что улучшало использование паровозов. С 1931 года была введена поощрительная система за формирование поездов дальних назначений.

Трагической страницей в истории железнодорожной станции стала Великая Отечественная война. В это время через железнодорожную станцию «Беняконе» фашисты осуществляли массовый  вывоз евреев, часть из которых была расстреляна в г.п. Вороново.

С появлением тепловозов увеличилась мощность перевозок: скорость грузовых поездов возросла до 90 км/ч, а пассажирских — до 120 км/ч. Чтобы увеличить пропускную способность поезда, их начали спаривать. В состав поезда уже входили 110-120 вагонов, вес которых достигал 8 тысяч тонн. Изменилась и сама станция: на смену стрелочникам пришла автоматика, при помощи которой стрелки переводятся из пульта управления. Один дежурный по станции начал руководить всем процессом движения поездов.


Станция Барановичского отделения железной дороги

Наибольшего развития станция достигла в годы существования Советского Союза. Ей была присвоена категория 2 класса (в настоящее время 4 класса, — прим.авт.). При железнодорожной станции имелись заготконторы (продуктовая и мебельная). В 70-80-е годы 20 века через нее проходило более 30 поездов, перевозивших около 110 тыс. тонн груза. Самыми популярными пассажирскими рейсами были Лида-Вильнюс. С распадом Советского Союза в 1991 году все склады были снесены, а грузовые перевозки были переведены в Лиду. Станция «Беняконе» стала только пассажирской и перешла в разряд 5 категории. В том же году  была построена таможня и пограничный пост, которые разместились в ее здании. В настоящее время на станции «Беняконе» Барановичского отделения железной дороги работают начальник станции, 4 дежурных, 3 билетных кассира и техник по обслуживанию электрооборудования.

Работа железнодорожников схожа с армейской — ответственность за жизнь людей требует большой организованности и самодисциплины. Начальниками «Беняконе» в свое время были заслуженные люди А.П. Касперович, А.У. Велясюк, Ф.К. Сушинский, Г.К. Улевич. С честью несут гордое звание железнодорожника ветераны труда Г.К. Кульнис, М.Д. Василеускайте, Н.И. Масель, М.С. Велясюк, М.И. Шестак, П.С. Кирись, ветеран  Великой Отечественной войны Д.Е. Святухо, нынешние работники Д.Г. Букляревич, Г.А. Аверченко, Р.Б. Кодис, И.В. Рамашко, С.Ю.  Салаш, Г.И. Сорочук, В.В. Яшкуль, О.Л. Гвоздовская. С 2008 года станцию «Беняконе» возглавляет потомственный железнодорожник С.Л. Салаш. Его прадед Яков Микуть был машинистом курьерского поезда на Николаевской железной дороге.

ПодготовилаНаталья ФЕДОРОВА.

Фото  Олега БЕЛЬСКОГО и из архива Р. ГРИШКО.

Автор благодарит учителей истории Беняконской СШ  Р.И. Гришко и Г.Е. Борейшо за предоставленную

информацию.
Добавление комментария
CAPTCHA
*