12 августа исполнилось 205 лет со дня рождения Авдотьи Панаевой
Авдотья (Евдокия) Яковлевна Панаева родилась 12 августа 1820 года в Петербурге в семье актеров Александринского театра. Получила домашнее образование, посещала балетный класс Петербургского театрального училища. В 1839 вышла замуж за И.И. Панаева, который, не в силах расстаться с холостяцкими привычками, сделал жизнь будущей писательницы весьма трудной. Красивая, умная и обходительная, Панаева привлекала внимание многих гостей панаевского дома, в т.ч. Ф.М. Достоевского и Н.А. Некрасова, чьей гражданской женой она стала в 1845. Участие в 1848–1864 в работе журнала «Современник» (ведение отдела мод, чтение корректур и проч.) расширило круг литературных знакомств и привязанностей Панаевой (В.Г. Белинский, Н.Г. Чернышевский, которого она в числе немногих навещала в Петропавловской крепости, став затем крестной матерью его сына Михаила; Н.А. Добролюбов и братья своего мужа).
В «Иллюстрированном альманахе» (бесплатном приложении к журналу «Современник») в 1848 опубликовано ее первое и лучшее произведение – автобиографическая повесть «Семейство Тальниковых», рассказывающая о казарменно-безлюбовном домашнем воспитании и семейном деспотизме, запрещенная цензурой за «безнравственность и подрыв родительской власти» (затем впервые опубликованная в 1928 со вступительной статьёй К.И. Чуковского). Совместно с Некрасовым и, возможно, двоюродным братом мужа И.А. Панаевым написала роман «Три страны света» (отд. изд. 1849), сочетающий любовно-романтические и авантюрные сцены с социально-критической направленностью; при частичном участии Некрасова создан роман «Мертвое озеро» (1851) о жизни актеров, окончательно определивший принадлежность Панаевой к «натуральной школе», в русле которой были написаны и другие опубликованные в «Современнике» многочисленные произведения, затрагивающие актуальные темы положения женщины, воспитания, семьи, любви и брака.

Героини рассказов Панаевой («Неосторожное слово», «Безобразный муж», оба 1848; «Жена часового мастера», «Пасека», оба 1849; «Необдуманный шаг», 1850, «Роман в петербургском полусвете», 1860, и др.) – жертвы неправильных социальных условий, неспособные противостоять им, нередко духовно искажаемые ими. В романе «Мелочи жизни» (1854) героиня приходит к убеждению в необходимости трудовой деятельности и борьбы с отживающими общественными предрассудками. Женщинам, изуродованным светским воспитанием, писательница противопоставляет цельные натуры, созревшие в деревенской глуши, среди простых, «естественных» людей, ведущих здоровый образ жизни труженика (повесть «Степная барышня», 1855, и др.).
В 1850 в соавторстве с Некрасовым, Д.В. Григоровичем, И.И. Панаевым и другими Панаева создает цикл «Рассказы о житейских глупостях», печатавшийся в «Современнике» в 1850. В 1850-х годах участвует в борьбе «Современника» с дворянским либерализмом (повесть «Домашний ад», 1857; роман «Русские в Италии», 1858). Круг обозначенных вопросов, дополненных не менее значимыми проблемами жестокости помещиков-крепостников, бедственного положения сельских и городских «низов», равнодушия чиновников, бесплодности аристократически-интеллигентского прекраснодушия, питает и повести Панаевой «Воздушные замки» (1855), «Фантазерка» (1864), рассказ «Капризная женщина» (1850), «физиологический очерк» «Железная дорога между Петербургом и Москвою» (1855), отмеченные характерными для ее прозы утрированной драматичностью и экзальтацией в сочетании с публицистическими или нравоучительными авторскими отступлениями.
Одно из значительных произведений Панаевой – роман «Женская доля» (1862), в сюжете которого отразились этапы жизни самой писательницы (неудачное замужество, нравственные испытания гражданского брака) и, в духе идей Чернышевского, процесс формирования «новых людей», лишенных домостроевских представлений о месте женщины в обществе и семье, свободных, разумных и уважающих достоинство друг друга.
После смерти Панаева и разрыва с Некрасовым (одной из причин которого явилась сомнительная и нашумевшая история с многолетней невыплатой писательницей долгов по наследству первой жены Н.П. Огарева, доверенным лицом которой она была) Панаева в 1864 вышла замуж за публициста А.Ф. Головачева, в 1863–1865 – секретаря редакции «Современника», скончавшегося от туберкулеза в 1877, оставив Панаеву с малолетней дочерью, будущей писательницей Е.А. Нагродской (1866–1930), автором популярных в начале 20 века «женских романов». Чувствуя себя «позабытым автором прошлой литературной эпохи», Панаева жила скудным литературным заработком, печатаясь главным образом в «Ниве» и ее приложении (повесть «История одного таланта», 1888; рассказы «Дворняжка», «Петух», «Сироты», герои которых – петербургские труженики, отчаянно борющиеся с нуждой).
Сохранившие широкого читателя вплоть до конца 20 в., мемуары Панаевой («Русские писатели и артисты. 1824–1870», 1889, отдельное издание 1890, полное издание под редакцией К.И. Чуковского под названием «Воспоминания», 1927) не лишены фактических неточностей (например, описание мнимой встречи сотрудников «Современника» с Н.В. Гоголем, обстоятельства создания письма Белинского к Гоголю и ссоры Л.Н. Толстого с И.С. Тургеневым) и полемической тенденциозности (искаженные личной неприязнью характеристики В.П. Боткина, Тургенева, Григоровича), однако отличаются искренностью и занимательностью повествования, предлагая ценный материал для изучения общественной жизни России 1840–1860-х годов и запоминающиеся портреты многих видных деятелей отечественной культуры (в т.ч. Белинского, Добролюбова, Чернышевского, М.С. Щепкина, Т.Н. Грановского, М.А. Бакунина, М.В. Петрашевского, М.И. Глинки, А.Н. Верстовского, А.Е. Варламова).
Умерла Панаева в Петербурге 11 апреля 1893.
Людмила ФУРМАН,
заведующий отдела маркетинга, социокультурной деятельности и методической работы ГУК «Вороновская районная библиотека.
