Восставшая из пепла. Деревня Солтанишки Вороновского района в 1943 году была практически сожжена — уцелели лишь два дома

22 марта 23 2275

5.JPG

Восемьдесят лет назад 22 марта на Земле не стало деревни Хатынь. Исчезла из жизни тихая приветливая белорусская деревушка. От рук нацистов погибли почти все ее жители. Деревня Солтанишки Вороновского района в 1943 году тоже была практически сожжена — уцелели лишь два дома.

В ходе расследования уголовного дела о геноциде белорусского народа в годы Великой Отечественной войны установлено более тысячи подобных населенных пунктов, частично или полностью уничтоженных в этот период. Около 30 деревень разделили судьбу сожженной Хатыни. Она стала нарицательным именем для всех испепеленных деревень Беларуси. Каждая из этих страшных трагедий останется в народной памяти навсегда.

В Клайшанской базовой школе начали исследовательскую работу по событиям, происходившим в 1943 году в деревне Солтанишки. Темой исследования заинтересовался девятиклассник Артем Матонис после рассказа учителя истории Валентины Юльяновны Мингилевич, которая сейчас проживает в этом населенном пункте. Из воспоминаний старожилов по крупицам восстанавливается реальная картина военного времени.

IMG_0033.JPG

СПРАВОЧНО

По данным Гирковского сельисполкома, самая ранняя запись о жителях Солтанишек — в похозяйственной книге 1949 года. В этот период было зарегистрировано 110 дворов, проживало 528 граждан.

На сегодняшний день в деревне 104 дома, 67 из них — жилые. В населенном пункте проживает 149 сельчан, 22 жителя — до 18 лет, 85 — трудоспособного возраста, 42 — пенсионного. Самой возрастной жительницей является Марианна Брониславовна Берцевич — ей 98 лет, самый юный сельчанин — Богдан Ярославович Берцевич 2022 года рождения.

4.JPG

Анастасия Марьяновна Реджепова, 1937 г.р.:

«Было мне тогда восемь годочков. В субботу «палили» Дубичи, а в воскресенье — нас. Говорили из-за того, что местные прятали цыган и евреев, сбежавших из радунского гетто, давали им еду.

Отца как забрали на войну, так он и не вернулся домой. Мама одна осталась с детьми. Как начался обстрел деревни, схватив меня и брата, побежала в Гирки к знакомым, что в нескольких километрах отсюда.

Переждав некоторое время, когда все стихло, вернулись в деревню, которой по сути уже и не было — «коміны» на попелище стояли. Кое-какие вещи уцелели, помню обгоревший «куфар» с подушками внутри, пропитанный гарью.

Семнадцать семей с детьми поселились в старой школе, и мы там были. Бабушка наша умерла. Мама «жабраваць» ходила, чтобы прокормить нас, малых.

После освобождения в 13 лет я пошла дояркой в колхоз. Бедно люди жили, в колхозе за один трудодень получали всего 200 граммов зерна, годовую зарплату можно было принести за плечами.

Брат умер в семнадцать лет. Одна я на этом свете осталась, родных нет».

3.JPG

Владислав Казимирович Берцевич, 1938 г.р.:

«Бацьку забралі на вайну, а маці засталася з чатырма дзецьмі. Мне тады было, мусі, гадкі чатыры. Карміліцу-кароўку мелі, так і выжывалі. Пасля таго, як вёска згарэла, і наша хата таксама, па чужых людзях хадзілі, прытулку шукалі».

IMG_0027.JPG

2.JPG

Бернарда Альфонсовна Рынкевич, 1944 г.р.:

«Из рассказов мамы, знаю, что был налет самолета на деревню, бомбили ее намеренно из-за связи с партизанами. Мама моя была в положении, «чакала хлопчыка». В этот день была дома, готовила обед. Услышав стрельбу и бомбежку, прямо «з адымачкай» в руках бросилась убегать «у хвойнікі», к хутору Антона Матвеевича Рынкевича (он воевал, награжден орденом Отечественной войны, был ветераном Великой Отечественной войны). Самолет преследовал ее, стрелял, но, слава Богу, она спаслась. А вот «дзіцятка нарадзіла нежывое».

После налета много односельчан были ранены».

IMG_0025.JPG

1.JPG

Станислава Станиславовна Казинская, 1948 г.р.:

«… Мяне яшчэ не было і на свеце, як гэта здарылася. Але ўспаміны мамы добра помню — у цяжкія хвіліны яна ўвесь час паўтарала: бяды вы яшчэ, дзеці, не бачылі. Было гэта восенню ў пачатку саракавых. Выбухі снарадаў сталі працягам жудаснага гулу варожага самалёта. На вуліцах было бязлюдна — у гэты час многія аднавяскоўцы былі ў нацкім касцёле. Мама ў гэты час знаходзілася каля хаты, спалохаўшыся, кінулася ў пабудову. Думала тут схаваецца, але ўбачыла, як агонь у памяшканні ахоплівае ўсё большую прастору. Ад жаху нават паварушыцца не магла. Калі выбухі сціхлі, выбегла шукаць ратунак на вуліцу.

Некаторыя аднавяскоўцы з дзецьмі, расказвала мама, хаваліся ў ямах для бульбяных буртоў за вёскай, хтосьці кінуўся ў лес, а большасць выратавала тое, што не былі ў гэты час дома.

Пасля гаварылі, што адбылося гэта з-за сувязі вяскоўцаў з «ляснымі».

Ачуняўшы ад абстрэлу, людзі стараліся патушыць пажар, выратаваць хоць што-небудзь з пажыткаў, адвесці ў небяспечнае месца жывёлу. Але ўявіце сабе, што можна было зрабіць, калі палыхала амаль уся вёска. Два дамы з сотні толькі ўцалелі.

Вяскоўцы потым шукалі прытулку: хто ў родных у другіх населеных пунктах, некаторыя жанчыны з дзецьмі пайшлі жыць у школу, якая таксама ўцалела, іншыя — капалі зямлянкі ў лесе непадалёку ад вёскі.

Пасля вайны, у каго былі сіла, конь, пачалі будаваць хаты на месцы папялішчаў. У маёй мамы былі карова, куфар з дыванамі. Усё гэта аддала людзям, каб паставілі хатку: яе памеры, каб вы разумелі, тры на тры, вокнаў не было.

Мне пашчасціла не ўбачыць тое гора. Але, ведаеце, зараз хоць іншыя і скардзяцца: «нешта не тое ў нас», «жывём небагата», «власць дрэнная»… Паўтару матчыны словы: яшчэ не бачылі благога».

Из информации на сайте Генеральной прокуратуры Республики Беларусь, следственная группа прокуратуры Гродненской области в рамках расследования уголовного дела о геноциде в сентябре 2022 года установила ранее неизвестный населенный пункт, уничтоженный в ноябре 1943 года, — д. Солтанишки Вороновского района. Из показаний местных жителей стало известно о сожжении немецко-фашистскими захватчиками деревни в связи с оказанием помощи партизанам, а также за то, что мирные люди укрывали и помогали евреям. Нацисты сбрасывали бомбы с самолетов, в результате чего деревня была сожжена практически полностью, но местные жители успели скрыться в лесах.

Галина ШЛЕМПО.

Фото автора.

Добавление комментария
CAPTCHA
*