Сетевое обучение, двойные дипломы, научные проекты. Минобразования о сотрудничестве с вузами России
Первый заместитель министра образования Александр Баханович отметил, что концепция развития инженерного образования, которая недавно принята правительством Беларуси на ближайшие 10 лет, программа создания центров компетенций и другая работа, которая выполняется Министерством образования вместе с вузами и ведущими предприятиями - заказчиками кадров, дает свои результаты.
"Начинать работу с будущими инженерами нужно как можно раньше. Мы видим, как эффективно заработали наши инженерные классы - из 2,5 тыс. выпускников в этом году более 70% поступили в вузы на инженерно-технические специальности. Мы привлекаем нашу молодежь к инженерно-техническому образованию. В этом смысле форум вузов инженерно-технологического профиля - это та площадка, где встречаются специалисты и обсуждают целый ряд вопросов: подготовка кадров, научные исследования, инновационная деятельность, молодежное инновационное предпринимательство. Сначала нужно привлечь молодого человека в инженерно-техническое образование, в науку, а затем оказать ему всяческую помощь для того, чтобы его идея через бизнес-инкубаторы, стартап-проекты, программы наставничества была доведена до опытного образца, а затем чтобы эта продукция была поставлена на производство и работала на экономику страны", - подчеркнул он.
По его словам, сегодня налажено самое тесное сотрудничество с Россией и в образовании, и в науке, и в инновационных технологиях. Это относится как к традиционным отраслям, так и к совершенно новым. "Эти вопросы мы и будем обсуждать на форуме в течение нескольких дней", - добавил Александр Баханович.
Советник генерального директора государственной корпорации "Росатом" Григорий Рапота констатировал, что форум - это действующий институт взаимодействия образовательных учреждений в сфере науки и техники.
"Форум стал известным институтом среди технических вузов, и это само по себе уже большой результат. Изначально он был задуман как российско-белорусский, но к нему стали проявлять интерес представители других государств. Это тоже некое свидетельство того, что здесь проводится очень полезная работа. Мы будем говорить в рамках форума о том, как повысить качество образования в научно-технической сфере, как продвигать научные разработки и внедрять их в жизнь, на какие темы, вопросы и дисциплины нужно обратить внимание, так как жизнь движется вперед, акценты меняются. Например, в БНТУ сейчас стали больше внимания уделять вопросам подготовки специалистов в сфере атомной промышленности. Жизнь диктует такую необходимость, поскольку работает атомная электростанция, она требует знаний и специалистов. Отрадно, что университет готовит этих специалистов", - отметил Григорий Рапота.
По словам ректора Белорусского национального технического университета Сергея Харитончика, плечо помощи в вопросе подготовки кадров по так называемым атомным специальностям БНТУ в свое время подставил Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева.
"На первых этапах российский вуз взял основные моменты подготовки наших студентов на себя, но постепенно эти курсы приходили к нам, и сегодня мы самостоятельно ведем подготовку наших студентов для Белорусской атомной станции. Сегодня мы работаем в тесном контакте с БелАЭС, как заказчик она к нам не имеет претензий, поэтому мы искренне благодарим Нижегородский государственный технический университет за их поддержку, которая пришла в нужный момент и в нужное время", - рассказал руководитель БНТУ.
Что касается в целом итогов проведенных форумов, Сергей Харитончик выделил подготовку специалистов для нужд оборонного комплекса Беларуси.
"Такой подготовки тоже не было в нашем университете. В этом вопросе нашим партнером выступил Ижевский государственный технический университет имени М.Т. Калашникова. Он помог создать совместные специальности. И мы сегодня по заказу наших оборонных предприятий готовим специалистов по необходимым направлениям. Еще приведу пример - на форуме произошло создание передовой инженерной школы Союзного государства в области гибридного станкостроения. Сегодня станкостроение является кровеносной системой всей нашей промышленности, потому что не будет станков - не будет промышленности. И в этом направлении мы создали новые учебные программы, мы их пересмотрели, сделали акцент на цифровизации и на новых методах подготовки наших студентов в области станкостроения. Мы также создали конструкцию гибридного обрабатывающего центра. И сегодня вместе с Псковским государственным университетом уверенно готовим специалистов для этих направлений", - проинформировал ректор.
Во время форума более 1 тыс. ученых и обучающихся из более чем 40 вузов Беларуси, России, Узбекистана и других стран обсуждают актуальные и волнующие их вопросы, они могут показать себя и свои разработки, обменяться опытом, получить знания и навыки от профессионалов, обрести важные контакты для будущего роста и развития бизнеса. Приоритеты форума также включают в себя научные исследования, модернизацию инженерного образования, поддержку молодых предпринимателей и патриотическое воспитание молодежи в рамках интеграции российского и белорусского образовательного пространства. Для достижения поставленных целей организована насыщенная деловая программа форума, в нее вошли семинары, конференции, питчинги, круглые столы, акции и даже бизнес-бои.
Светлана ПЕКАРЬ.
https://belta.by/
