Взгляд извне и изнутри на аковцев, орудовавших в Лидском районе и под Барановичами

Общество 31 марта 21 1231

Продолжаем знакомить читателей со злодеяниями польских бандитов в освобожденной от гитлеровцев Западной Белоруссии.

Наш новый рассказ — взгляд извне и изнутри на аковцев, орудовавших в Лидском районе и под Барановичами, рассказывает СБ.

7fe65eac61d8854e4b9a79cd765173f7.jpg
Подкармливал Крысю

Удивительные зигзаги рисует порой история. После нашей публикации «История одной трагедии» («СБ. Беларусь сегодня» за 15 марта 2021 г.), рассказывающей о злодеяниях отряда Крыси Армии Крайовой в Западной Белоруссии, в редакцию обратился 94‑летний минчанин Илья Иванович Горбачевский. В 1944‑м их партизанская группа нарвалась на гитлеровскую засаду. Горбачевский и еще несколько товарищей были захвачены немцами. Но ему удалось бежать буквально из-под расстрела. После чего в лесу наткнулся на тот самый отряд АК, в котором он и провел некоторое время. Конечно же, не встретиться с очевидцем тех событий, лично знавшим Яна Борисевича — того самого Крысю, я не мог...

 Вы правильно заметили, что у Крыси было облагороженное лицо, — практически первое, с чего начал беседу Илья Горбачевский. — Это благородство очень подкупало, и оно подкупило меня. Хотя и отправить в расход у него было обычное дело. Но он часто говорил: главная цель — выгнать с наших территорий швабов. Швабами он называл немцев.
  • «С наших территорий» — это про Лидский район, и эта фраза, пожалуй, определяющая. Округа Армии Крайовой территориально повторяли очертания бывших до 1939 г. воеводств на «кресах всходних», и для знатоков истории это не секрет.
Двадцать лет назад наша газета публиковала беседу с еще одним очевидцем и участником тех событий — уже, к сожалению, ушедшим из жизни доцентом Гродненского университета Гургеном Мартиросовым, бывшим подпольщиком и партизаном. «Отправится группа подрывников на задание, а до железной дороги не дойдет или в бригаду не вернется, — вспоминал он. — Потом уже мы узнаем, в чем дело: напоролись на аковцев и погибли. И так — не раз и не два. Чем ближе было лето, от которого все ожидали больших событий на фронтах, тем чаще АК начинала лезть на рожон. Причем делала это с каким‑то особым, преисполненным амбиций остервенением. Во всем чувствовалось стремление доказать, что только она может тут быть полновластной хозяйкой».

Упоминал Гурген Мартиросов и собственное впечатление от визита для переговоров в отряд АК: «Старой закваски холеное польское офицерство. Прямые фигуры, отлично сидящая форма, ухоженные лица, запах одеколона. С прожженными ватниками партизанских командиров никакого сравнения нет. Атмосфера чопорная, ни дать ни взять Лига Наций… Слышим знакомые до рези в печенках конспиративные имена: Рагнер, Крыся…»

22.jpg
Мой же собеседник Илья Горбачевский вспоминал бытовые подробности жизни аковцев, что называется, изнутри:

 За то недолгое время, пока я находился в отряде Крыси, меня привлекали к различным хозяйственным работам: рассортировать продукты, заготовить дрова, отремонтировать часы. За умелые руки и покладистый характер я, видимо, пришелся по душе польским жолнежам, и они предлагали остаться в отряде.

Документы свидетельствуют…

Илья Горбачевский уверяет, что со злодеяниями отряда Крыси по отношению к мирным белорусским гражданам лично не сталкивался и даже не знал о них. Нет оснований не верить партизану и подпольщику, имеющему два десятка правительственных наград, содействовавшему побегам многих советских военнопленных из гитлеровских лагерей под Смоленском и Лидой, а ныне занимающемуся увековечением их памяти.

Но, увы, архивные документы вносят существенные коррективы в благородный облик польского офицера Борисевича и возглавляемого им отряда, действовавшего на Лидчине. Впрочем, и другие подразделения АК нередко проявляли себя в Западной Белоруссии весьма специфически. Протокол допроса арестованного в том же Лидском районе аковца О. Кушелевского от 15 ноября 1945 г. гласит:
  • Вооруженные отряды Рагнера и Крыся занимались карательной деятельностью против советских партизан, участвовали в неоднократных боях с советскими партизанами и терроризировали местное население. Выявляли лиц, сочувствовавших советской власти, и уничтожали их. Впоследствии эти отряды вели борьбу с Красной армией. Устраивали засады, убивали офицеров и бойцов Красной армии, а также партийных и советских работников. Кроме того, отряд Рагнера имел связь с немцами, от которых получал вооружение, боеприпасы, амуницию, и вместе с ними вел борьбу с советскими партизанами».
Читаю еще одни показания: арестованного чекистами в районе Барановичей аковца Юрека — И. Юркевича, который был допрошен 2 августа 1946 г. Рукописный текст протокола также несколько схематичен и сумбурен, но суть и его ясна:

33.jpg

«В феврале 1942 г. начальник районной полиции Запрудский пригласил меня с тем, чтобы я принадлежал к организации АК. Немцы войну проиграют, а русские сюда не придут. Польша будет большой — от Балтийского до Черного моря, включая Киев. Англия и Америка прикажут русским, чтобы они сюда не приходили… Предупреждалось, что за связь с русскими партизанами будет кара, а при повторной связи — расстрел. В случае подхода частей Красной армии не сдаваться в плен, а уходить в леса. А когда русские столкнутся с англичанами и американцами, должны действовать в тылу частей Красной армии: взрывать мосты, подрывать железные дороги, убивать военнослужащих Красной армии». 

Следователь уточняет у Юрека, что АК намеревалась делать по окончании войны. И получает ответ:
  • «Нам говорили, что русские войска не придут сюда, так как этого не допустят Англия и Америка. А если русские войска придут, то должны идти в леса и действовать в тылу войск Красной армии, совершая диверсии и проводя террор».
Словом и делом это подтверждали и аковцы, злодействовавшие в районе Ганцевичей. Но об этом — наш следующий документальный рассказ.

АКТ

1944 года декабря третьего дня

Мы, нижеподписавшиеся, начальник Лидского ГО НКГБ майор госбезопасности Батурин, заместитель начальника Лидского ГО НКГБ майор госбезопасности Лысков и старший следователь Лидского ГО НКГБ лейтенант госбезопасности Невзоров, составили настоящий акт в нижеследующем:

сего числа во время чекистско‑войсковой операции по ликвидации в районе хуторов Еремичи Лидского района Гродненской области штаба антисоветской польской повстанческой организации, именуемой Армией Крайовой, был убит руководитель одного из соединений «Юг» вышеименованной организации Заянчковский Чеслав, отчество не установлено, по кличке Рагнер…

При убитом Рагнере был обнаружен список лиц, казненных его бойцами. Вот фрагмент из этого списка.

«2) за варварское преследование польских граждан приговорен 20.09.1944 г. к расстрелу Миклуха Константин Лукашевич, 1927 года рождения, родился в России, гражданин СССР, проживающий в Огородниках Жолудокской волости. Приговор приведен в исполнение 25.10.1944 г.

3) за предательство солдата Армии Крайовой приговорен к расстрелу Столярчик Иосиф Антонович, белорус, православный, проживающий в Огородниках Жолудокской волости. Приговор приведен в исполнение 25.11.1944 г.

4) за то, что выдавал молодежь в руки НКВД, приговорен к расстрелу Мацкевич Витольд Петрович, белорус, православный, проживающий в деревне Огородники Жолудокской волости. Приговор приведен в исполнение 25.11.44 г.

5) за преследование жителей — польских граждан — и выдачу молодежи приговорен к расстрелу председатель сельсовета Тоболы, житель деревни Тоболы Лукашевич Алексей Борисович. Приговор приведен в исполнение 06.11.1944 г.».

В декабре 1944 г. в результате ряда боевых операций, проведенных на протяжении нескольких месяцев, возглавляемое Рагнером соединение «Юг» было уничтожено. В ходе его ликвидации потери аковцев составили более 300 человек убитыми и 30 пленными, было захвачено много оружия, боеприпасов и документов.

НАША СПРАВКА

Ровесник «СБ»

Илья Горбачевский родился в Смоленске в один день с нашей газетой — 2 августа 1927 г. Боевую деятельность начал на Смоленщине в подпольной антифашистской группе Леонида Рубина, позже в Белоруссии — в партизанском отряде «Балтиец» Лидской партизанской зоны. После войны был ведущим конструктором Минского автозавода, главным конструктором в Министерстве торговли и Министерстве ЖКХ БССР. Но главной работой, по словам ветерана, за всю его послевоенную жизнь было увековечение памяти погибших товарищей. В преддверии 9 Мая он собирается завершить важный проект, и о нем мы обязательно расскажем.

СБ
Добавление комментария
CAPTCHA
*