Вишинг не на торте и фишинг без удочки

Вишинг не на торте  и фишинг без удочки

Количество преступлений, связанных с «телефонным мошенничеством» и «разводом» в интернете, не уменьшается. Согласно статистике, потерпевшими становятся люди разных социальных статусов, профессий, уровня образования.

Для достижения своих корыстных целей злоумышленники используют различные изощренные способы и уловки, часто играют на сострадании потерпевших. В следственно-судебной практике встречаются примеры, когда мошенники звонят гражданам и сообщают, что их родственники попали в беду и якобы во избежание негативных последствий необходимо срочно передать курьеру либо перевести на определенный счет денежные средства. Несмотря на информирование населения о подобных ловушках, граждане по-прежнему продолжают проявлять неосмотрительность. Излишняя доверчивость, сложность преодоления стрессовых ситуаций, к сожалению, позволяют злоумышленникам достигать преступных целей.

Широкое распространение получили случаи, когда мошенники звонят клиентам банка под видом «службы безопасности» или «службы финансового мониторинга» и сообщают о том, что по карте якобы совершена подозрительная операция. Как правило, номера телефонов звонящих скрыты либо принадлежат операторам связи других государств. Однако в отдельных случаях мошенниками используются программы-анонимайзеры, IP-телефония. При этом номера телефонов, с которых осуществляются звонки, определяются как официальные номера, указанные на сайте банка. Хотя чаще всего подозреваемое лицо находится на территории других государств.

Так, с карт-счета гродненца под аналогичным предлогом «защиты» денежных средств мошенникам удалось похитить более 75 000 рублей. В ходе расследования уголовного дела стало известно, что потерпевшему позвонили по мессенджеру от имени сотрудника банка, обманным путем получили сведения о паспортных данных и кодах, поступавших на его телефон в виде SMS, после чего получили доступ к системе интернет-банкинга и перевели деньги на иные подконтрольные счета. К слову, потерпевший имеет высшее образование и работает айтишником.

Помните: настоящий сотрудник банка никогда не будет звонить клиенту и спрашивать необходимые ему данные. Поэтому сообщать кому-либо реквизиты банковской платежной карточки, пароли и коды доступа, паспортные данные ни в коем случае нельзя. Рекомендуется сразу же обратиться в контакт-центр банка, рассказать о ситуации и далее следовать рекомендациям сотрудника банка.

Если злоумышленнику все же удалось получить реквизиты карточки или был установлен факт хищения денежных средств, следует незамедлительно заблокировать карточку и обратиться с заявлением в правоохранительные органы.

Прокуратура напоминает, чтобы не стать жертвами мошенничества, необходимо подвергать сомнению полученную по телефону инфор-мацию, критически оценивать ситуацию и проявлять бдительность.

На территории Гродненской области количество пострадавших в минувшем году составило 2 482 человека, из которых 1 759 женщин и 723 мужчины. Жертвами мошеннических действий в большинстве стали пенсионеры, педагоги и учащиеся, неработающие, специалисты с высшим образованием, лица, находящиеся в декретном отпуске, врачи и медперсонал и т.д.

Анна Карпович,

помощник прокурора Вороновского района.

Добавление комментария
CAPTCHA
*