В парламенте Литвы обвинили премьера в ситуации с застрявшими на границе грузовиками
По ее мнению, именно из-за их решений тысячи литовских грузовиков оказались в затруднительном положении. "Столько ошибок и промахов совершает это правительство, что впору постоянно говорить об ответственности министров и самого премьер-министра. Но в данной ситуации я вижу ответственность как руководителей профильных министерств, так и самого премьер-министра за то, что они принимают решения, не уведомляя руководителей соответствующих секторов", - сказала Виктория Чмилите-Нильсен.
По словам политика, после разрешения кризиса этим литовским политикам придется отвечать на вопросы как на заседаниях фракций, так и с трибуны Сейма. Парламентарий отметила, что министр внутренних дел Владислав Кондратович и министр транспорта Юрас Таминскас уже были приглашены на заседание фракции либералов, чтобы ответить на вопросы относительно сложившейся ситуации, но они не явились. Она добавила, что "вечно прятаться от фракций невозможно", все равно "придется отвечать на вопросы и нести ответственность".
Чмилите-Нильсен подчеркнула, что правительство должно было заранее предупредить о своих планах относительно закрытия границы. "Прежде чем предпринимать такие действия, ответственное правительство должно было предпринять очень простые и конкретные подготовительные шаги. Их просто не было сделано", - добавила она.
Лидер Консервативной партии Литвы Лауринас Кащюнас также критикует правительство за то, что оно не просчитало последствий своих шагов. По его словам, литовским властям следовало бы "заглянуть на один шаг вперед". "Они не подумали о том, что могло бы произойти. Ну разве это похоже на план?" - задается вопросом он. По мнению Кащюнаса, перевозчиков следовало заранее предупредить хотя бы за несколько дней, чтобы они успели вывезти грузовики из Беларуси. "Мы можем дискутировать, кто должен в данном случае нести расходы, кто должен брать на себя риски, но факт в том, что теперь это стало государственной проблемой", - заявил политик.
Президент Национальной ассоциации автоперевозчиков (LINAVA) Эрландас Микенас сказал, что, по мнению перевозчиков, Беларусь не допустила ошибок в данной ситуации, а допустила их Литва, к сожалению. Литве нужно было поймать контрабандистов на своей территории, тогда не было бы ни шаров, ни спроса на сигареты, а следовательно - не нужно было бы закрывать границы. "Мы уже много лет пытаемся сделать Литву транзитной страной. Мы ввели много терминалов в Литве, а теперь наши терминалы пустуют и, поскольку граница закрыта, грузы идут из Польши в Азию", - обратил внимание он.
Литовские грузоперевозчики в минувшие выходные провели в Вильнюсе акцию протеста против закрытия погранпереходов с Беларусью. Они отметили, что хотят показать своим властям, что в стране есть легальный бизнес, который с закрытием границ несет убытки. К акции присоединились около двух десятков грузоперевозчиков.
Тем временем, как пишут литовские СМИ, доверие литовцев правительству Литвы во главе с премьер-министром Ингой Ругинене снижается. Свежий опрос компании Baltijos tyrimai, проведенный с 16 по 28 октября, показал, что доверяют литовскому кабинету министров лишь 33% опрошенных. Это на 3 процентных пункта меньше по сравнению с предыдущим опросом.
29 октября правительство Литвы приняло решение на месяц закрыть контрольно-пропускные пункты на литовско-белорусской границе. Движение через пункт пропуска "Шальчининкай" ("Бенякони") было полностью закрыто, а деятельность пункта пропуска "Мядининкай" ("Каменный Лог") ограничена исключениями.
Сегодня, 17 ноября, заработали два закрытых ранее пункта пересечения границы Польши с Беларусью ("Бобровники" - "Берестовица" и "Кузница Белостоцкая" - "Брузги". Заместитель министра внутренних дел и администрации Польши Веслав Щепаньский заявил, что главная причина открытия двух пограничных переходов с Беларусью - экономический эффект.
https://belta.by/
