Как узнать сумму и уплатить единый имущественный платеж?

Пошаговая инструкция для плательщика.
В Беларуси завершается кампания по уплате имущественных налогов за прошедший год. С 2024 года налог на недвижимость, земельный и транспортный налоги объединены в единый имущественный платеж, что позволяет рассчитываться за квартиру, дачу и автомобиль одним чеком.
Министерство по налогам и сборам (МНС) автоматически аккумулирует данные и направляет плательщикам единое извещение. Всего в республике насчитывается более 3,5 млн плательщиков имущественных налогов. В преддверии дедлайна разбираемся в ключевых нюансах вместе с БЕЛТА.
Что облагается налогом?
1. Недвижимость: Квартиры, жилые дома, дачи, садовые домики, гаражи, машино-места, а также коммерческие объекты (офисы, склады, магазины). Налог начисляется как на имущество в собственности, так и на оформленное в лизинг.
2. Земельные участки: Участки в собственности, пожизненном наследуемом владении, временном пользовании, принятые по наследству, а также самовольно занятые.
3. Транспорт: Любые транспортные средства, зарегистрированные за физическими лицами в ГАИ (исключение – автомобили, выпущенные до 1992 года).
Предоставление льгот: кто освобожден от уплат?
Налоговые органы самостоятельно отслеживают информацию о льготных категориях граждан. Если льготы полностью перекрывают обязательства, извещение человеку не направляется.
Многодетные семьи
Полностью освобождаются от земельного налога и налога на недвижимость в отношении всего имущества, не используемого в коммерческих целях (все квартиры, дома, дачи, гаражи и участки). По транспортному налогу ставка снижена на 50% (при наличии действительного водительского удостоверения нужной категории).
Пенсионеры, инвалиды I и II групп, ветераны и призывники
Этой категории граждан государством предоставляются следующие преференции:
- Освобождение от налога на: одну квартиру, один жилой дом, один земельный участок под обслуживание дома. Если у человека в собственности две квартиры, налоговая освободит от платежа более дорогой объект, а за дешевый придется заплатить.
- Полное освобождение от налога на: все гаражи, все садовые домики, все машино-места и любые другие земельные участки (не для бизнеса).
- Транспортный налог: Снижение ставки на 50% (при условии наличия действующих водительских прав соответствующей категории).
Инвалиды III группы
Имеют право исключительно на снижение ставки транспортного налога на 25% (наличие действительного водительского удостоверения обязательно).
Как узнать свою сумму к уплате?
Все извещения были направлены гражданам до 1 октября 2026 года:
- В электронном виде: в личный кабинет плательщика или на e-mail (для тех, кто подтвердил данный способ получения). Также начисления можно проверить в мобильном приложении MNS Mobile во вкладке «Извещения».
- Почтой: бумажные письма направлены в почтовые ящики тех граждан, кто не пользуется электронным кабинетом.
Если вы не получили извещение, сформируйте его самостоятельно в «Личном кабинете плательщика», обратитесь в налоговую инспекцию или проверьте начисления через ЕРИП.
Инструкция по оплате через ЕРИП
Внести единый имущественный платеж можно на почте, в кассах банков, через личный кабинет на портале nalog.gov.by, а также удаленно через систему ЕРИП.
Пошаговый путь в дереве ЕРИП:
- Платежи и переводы – Система «Расчет» (ЕРИП)
- Налоги – Ваш город или район
- ИМНС по месту вашей регистрации
- Единый имущественный платеж
- Введите свой УНП (Учетный номер плательщика)
Как узнать свой УНП? Его можно посмотреть в любом предыдущем налоговом извещении либо найти онлайн на официальном сайте МНС через электронный сервис «Сведения из Государственного реестра плательщиков».
Важные сроки и штрафные санкции
Официальный дедлайн уплаты – 15 ноября. Так как в 2026 году этот день выпадает на выходной, последний день уплаты переносится на понедельник, 16 ноября.
Плательщики имеют право разбивать сумму на несколько частей и платить поэтапно. Главное – полностью закрыть обязательства не позднее 16 ноября.
Последствия неуплаты
Если не рассчитаться по налогам до конца текущего года, а сумма долга превысит 1 базовую величину, то в следующем периоде придется заплатить значительно больше. При исчислении налогов за очередной год к сумме долга дополнительно начислится штраф в размере 15% от неуплаченной в прошлом году суммы.
Фото:из открытых интернет-источников
