Судьба человека

Страницы истории 05 декабря 14 2001

Судьба способна очень быстро

Перевернуть нам жизнь до дна,

Но случай может высечь искру

Лишь из того, в ком есть она.

И. Губерман.

Как складывается наша судьба, кто и как контролирует и направляет движение жизни и действия человека? Лично мне кажется, что каждый человек идет по своему пути. Только вот одни живут легко, и их сопровождает постоянный успех, а другим достается тернистый путь.

Недавно к нам в редакцию заглянул человек почтенного возраста. С гордостью представился: «Я — Антон Трофимович, брат заслуженного юриста Республики Беларусь Владимира Трофимовича Черника, человека тяжелой судьбы, но стальной закалки и нечеловеческого упорства». В голове мелькнуло, что я уже слышала это имя от его племянницы Людмилы Журко, заведующей юридической консультацией Вороновского района. Антон Трофимович рассказал, что очень хотел, чтобы о судьбе его брата узнали как можно больше людей, а особенно молодых. Ведь жизненный пример Владимира Трофимовича может стать настоящим пособием для тех, кто потерял веру в себя, кому кажется, что жизнь окончена, потому что нет сил преодолевать трудности, преподнесенные судьбой.

В.Т. Черник, много лет стоявший у руля Гродненской областной коллегии адвокатов, жил, учился, а потом и работал в нашем районе. Его блестящая карьера красноречиво говорит о преданности выбранной профессии, об уважении и авторитете среди коллег, а самое главное — ему доверяли люди. Он отдавал всего себя без остатка любимому делу и остался ему верен до конца. В 2008 году на очередной отчетно-выборной конференции областной коллегии адвокатов ему внезапно стало плохо, вызвали скорую помощь, однако от госпитализации он отказался. Закончив конференцию, поехал домой, но сердце его остановилось прямо на пороге…

Родился Владимир Трофимович на Ивьевщине, в деревне Белый берег. Детство его было холодным и голодным. Испытал на себе все тяготы военного лихолетья, вместе с родителями и двумя братьями побывал в руках фашистов в лидском гетто. Чудом спасшись, они оказались на Вороновщине, в Бастунах. И приютил их тогда житель  деревни Микянцы Улановский, отдав пустующую половину дома. Много и тяжело пришлось работать и родителям, и детям, чтобы прокормиться. И уж когда вовсе стало невмоготу, отец отправился на поиски работы в райцентр. Там встретил своего земляка, который предложил ему стать заготовителем в «Заготсено». Так  семейство Черник отправилось в Бенякони на постоянное место жительства.

Прошло три года, как отгремели победные салюты. Жизнь стала налаживаться, и о страшном слове «война» стали забывать. Только она сама о себе напомнила… Было обычное воскресное утро. Накануне Владимир получил в школе задание отыскать медную спираль и отправился на ее поиски в сарай. Нашел там какой-то предмет в форме цилиндра с торчащими оттуда проводками, вынес на улицу и дернул. Прозвучал взрыв, округа озарилась пламенем, посыпались стекла, были слышны крики: «Снова война! Прячьтесь». Но это была не война, а ее гулкое эхо… На крыльце лежал окровавленный Володя. Прибежавший участковый врач оказал первую помощь и сказал, что нужно срочно отправлять его в Лиду. Так как поблизости не было ни машин, ни повозок, было решено остановить проходящий товарный поезд. Бедного мальчишку отец завернул в простыню, сглатывая мужские слезы, бежал с истекающим кровью сыном на руках. В Лиде на станции содействие им оказал милиционер, который нашел транспорт и отправил в больницу.



Часы ожидания… Встреча с врачом и отчаяние… Его сын на всю жизнь останется инвалидом без правой ноги и левой руки. Полгода в больнице, длительный период восстановления. Но все это время рядом с Володей оказывались добрые и сердечные люди, а самое главное от кровати почти не отходили родители, сменяя друг друга. И вот он дома, такой беспомощный и несчастный. Казалось, жизнь не имеет смысла. Но вернуть этот смысл ему помогли родители, братья и школьные друзья, которые не оставляли его один на один с бедой. Владимир увлекся чтением, учительница П.И. Купреева, которая часто его навещала, старалась приносить книги, герои которых попадали в экстремальные условия, выживали и становились известными людьми. Она зародила в мальчике искорку надежды, что и у него может быть все хорошо. А тут еще и сосед Василий смастерил протез, и вскоре парень стал на обе ноги и начал ходить.

Время скоротечно — Владимир выпускник Беняконской школы, серебряный медалист. Кстати, это был первый послевоенный выпуск. И вот юноша встал перед выбором, куда пойти учиться. Ему нравилась журналистика, в школьные годы он писал заметки не только для стенгазеты, его публикации появлялись на страницах районной и областной газет, и даже в «Комсомолке». Была у него и еще одна страсть — юриспруденция. На семейном совете было решено идти в журналистику. Написал заявление, отправил вместе с документами почтой. Из-за физических недостатков в приемной комиссии ему дали от ворот поворот. Забрал документы и отнес в юридический институт. Только Владимир успел обзавестись друзьями, влиться в новую для него студенческую жизнь, как опять новый поворот в жизни. Институт, в который он поступил, упразднили. Небольшую часть студентов-отличников перевели на юридический факультет Белгосуниверситета, в их числе оказался и наш герой. И снова новое окружение… Здесь Владимир еще больше почувствовал разницу между городской и сельской молодежью. Горожане были начитанными и эрудированными. Тогда Владимир решил, что непременно должен стать таким же, начал усердно заниматься самообразованием. Учеба у него шла хорошо, старательного студента замечали преподаватели, ставили в пример другим.

После окончания университета он был распределен в судебные органы. И здесь вмешалась судьба, как раз в то время был увеличен возрастной ценз для судей с 23 до 25 лет. Ему предложили идти работать в адвокатуру, так он оказался в Гродненской областной коллегии адвокатов. Владимиру Трофимовичу предложили поехать на стажировку в Волковыск, где работали опытные адвокаты. Самостоятельную работу он начал в юридической консультации Радунского района, куда назначили заведующим. Приобретая опыт адвокатской работы, он квалифицированно отстаивал интересы своих подзащитных и доверителей в суде, нередко с его позицией соглашался суд. Успехи в работе придавали ему новые силы и энергию. Встретил он в Радуни и свою суженую Нину Шелепенко. Казалось, жизнь наладилась, но судьба вновь внесла свои коррективы. Появившийся на свет сын заболел, и ему необходимо было дорогостоящее лечение, а тут еще и Радунский район упразднили. Главу семейства направили работать в Сморгонь, жена с ребенком осталась в Радуни. Расстояние от Сморгони до Радуни немаленькое, хоть и старался Владимир Трофимович чаще выбираться к родным, но не всегда это получалось. И вот фортуна повернулась к нему лицом, его избрали судьей Вороновского района. Да еще дали небольшую квартирку с удобствами, куда он и перевез свою семью.

С первых дней своей судебной работы В.Т. Черник проявил себя самостоятельным, рассудительным, требовательным и справедливым человеком. Совесть не позволяла ему решать судьбы подсудимых по телефонному звонку или же по указке своих старших коллег. Такая самостоятельность, конечно же, вызывала уважение. А отдельные, пользуясь своим служебным положением, пытались урезонить строптивого судью. Но каждый раз он давал понять, что будет верен своим принципам, главный из которых — никогда не выносить обвинительный приговор невинному человеку.

За 25 лет судейства сотни томов хранят материалы дел, которые рассмотрены под председательством Владимира Трофимовича. А сколько раз звучало «Встать, суд идет!» даже трудно посчитать. Член областного суда, заслуженный юрист Республики Беларусь, уважаемый и опытный работник, В.Т. Черник был профессионалом своего дела, человеком с тонкой психологией, умеющий слушать и слышать. Видимо, поэтому заместитель министра юстиции В.О. Сукало и начальник адвокатуры министерства Г. Погоняйло предложили ему должность председателя областной коллегии. И это стало новой вехой в его юридической карьере. Высокий авторитет Гродненской областной коллегии адвокатов объясняется сплоченностью работы всего коллектива и чувством повышенной ответственности каждого за добросовестное выполнение своих профессиональных обязанностей. Многое в успехе зависело и от умения руководства организовать коллектив на выполнение главных целей, что с успехом более 20 лет делал Владимир Трофимович, а сейчас это продолжают делать его преемники.



Передал свою любовь к профессии он и шестерым своим близким, которые стали юристами, в их числе сын Сергей и внучка Оля. По-видимому, преданность юриспруденции у них врожденная.

Наталья ИВУТЬ.

На снимках: В. Черник; семья Черник, 1954 год (Владимир крайний слева в верхнем ряду); с сестрой Ниной и братом Антоном у старой Беняконской школы.

Фото из архива А.Т. Черника.
Добавление комментария
CAPTCHA
*