Новации в Законе об обращениях граждан. Что нужно знать жителям Вороновщины?

18 января 23 693
Новации в Законе об обращениях граждан. Что нужно знать жителям Вороновщины?

Порядок подачи и рассмотрения обращений граждан изменился в Беларуси со 2 января 2023 года. Именно с этого дня вступил в силу обновленный Закон «Об обращениях граждан и юридических лиц». Его модернизировали с учетом практики работы государственных органов и организаций. О поправках и дополнениях документа рассказала главный специалист Вороновского райисполкома Наталья Михальцевич, отвечающая за работу с обращениями граждан и юридических лиц.

Только через личный кабинет

В первую очередь изменения коснулись порядка подачи электронных обращений в государственные органы и иные государственные организации. Теперь заявители могут сделать это через единую (интегрированную) республиканскую информационную систему учета. Это значит, что действующие ранее специальные рубрики на официальных сайтах организаций применяться не будут, полученные на адрес электронной почты обращения рассматривать тоже не станут.

С начала года электронным обращением считается только поданное через систему учета и обработки. Для нее создан отдельный сайт (http://обращения.бел), где нужно пройти регистрацию с подтверждением подлинности используемых данных.

Предусмотрен бесплатный доступ к системе учета и обработки обращений для заявителей, через личный кабинет можно обратиться в любой государственный орган или организацию. Ответ дадут туда же, а по требованию пришлют письменный в установленном порядке.

Специалисты говорят, что подобная практика позволит исключить возможность злоупотребления правом на обращение, ведь были случаи, когда граждане направляли их под вымышленными именами или от других лиц.

Решение за уполномоченным

Законом определен порядок работы с обращениями, носящими массовый характер. Такими будут считаться как электронные, так и письменные аналогичного характера в количестве более десяти. Ответы на них могут размещаться на официальном сайте организации без направления ответов (уведомлений) заявителям. Решать это будет руководитель организации либо лицо, уполномоченное подписывать ответы.

Дайте жалобную книгу

Изменения коснулись и использования книги замечаний и предложений. С 2023 года ведут ее не все — круг организаций существенно сузился. Отныне книга обязательна только в организациях и у индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги, обеспечивающие жизнедеятельность населения. Конкретный перечень сфер определен Советом Министров от 19 декабря 2022 года №877: в него входят такие сферы, как торговля, общественное питание, бытовое обслуживание, жилищно-коммунальное хозяйство, здравоохранение, заготовка сельскохозяйственной продукции, перевозка грузов и пассажиров, транспортная деятельность, придорожный сервис, банковская и финансовая деятельность, страхование, связь, культура, юстиция.

Изменения продиктовало время: практика показала, что не везде книга замечаний и предложений целесообразна. Более того, в отдельных случаях ее использовали не по назначению, в том числе для подачи письменного обращения.

Обращения без рассмотрения

Расширен перечень оснований, по которым обращения (как письменные, так и устные) могут не рассматривать: когда они содержат угрозы жизни, здоровью и имуществу, побуждение к совершению противоправного деяния либо заявитель иным способом злоупотребляет правом на обращение.

Самая распространенная ситуация — когда гражданин направляет многочисленные обращения, несмотря на то, что их неоднократно всесторонне и в полном объеме рассматривали и на них дан исчерпывающий ответ.

Требование обязательного уведомления заявителя об оставлении обращения без рассмотрения по существу остается в силе.

Отказ в личном приеме

Некоторые изменения и дополнения внесены и в части оснований для отказа в личном приеме, записи на личный прием. Должностные лица, проводящие личный прием, а также работники, уполномоченные осуществлять предварительную запись на личный прием, могут отказать в приеме, не станут записывать заявителей, применяющих технические средства (фото-, видеосъемку, аудиозапись) без согласия должностного лица, проводящего прием, и отказывающихся остановить их применение. В случае непредъявления документа, удостоверяющего личность заявителя, его представителя, а также документа, подтверждающего полномочия представителя заявителя.

Кроме того, отказ будет правомерным и в случае, когда заявителю уже дан исчерпывающий ответ на интересующие его вопросы.

Пожалуйста, сделайте фото

Еще одно нововведение — право заявителей на выписку из материалов, непосредственно относящихся к рассмотрению обращений, а также их фотографирование. Исключение — материалы, содержащие информацию, распространение и предоставление которой ограничено.

Есть в новом законе и изменения, связанные с развитием законодательства о персональных данных. Если ответ по существу вопроса, изложенного в обращении, не может быть дан без предоставления информации, распространение и (или) предоставление которой ограничено, заявителю направляется письменный ответ с сообщением о невозможности это сделать. Внесены также дополнения, позволяющие не направлять ответ заявителю. Это будет возможно в случае соответствующей просьбы заявителя.

Татьяна Дудко.

Добавление комментария
CAPTCHA
*