Репортаж с погранперехода «Бенякони»: как повлияло недавнее закрытие двух литовских пунктов пропуска на грузоперевозчиков и простых жителей?

05 марта 24 2425

1C9A6161.JPG
 1C9A6125.JPG

 С марта Беларусь связывает с ЕС только четыре пункта пропуска. Недавно Литвой, якобы из соображений национальной безопасности, закрыты два ПП «Лаворишкес» и «Райгардас». В августе 2023-го — временно прекратили действовать «Шумскас» («Лоша») и «Твярячюс» («Видзы»). Сегодня открытыми для пересечения остались «Мядининкай» и «Шальчининкай» — сопредельные к ним с белорусской стороны «Каменный Лог» и «Бенякони». Однако и здесь пересечь границу теперь смогут не все: литовская сторона ограничила передвижение людей на велосипедах и пешком, а также нерегулярные пассажирские перевозки автобусами. Такие меры привели к увеличению транспортного потока и, соответственно, очередей на границе. Наибольшая загруженность отмечается на пункте пропуске «Бенякони». За километра три к погранпереходу, на близлежащих к агрогородку стоянках, заправочных пунктах — скопление большегрузов. В последнюю неделю очередь к зоне ожидания в пункте пропуска значительно выросла.

1C9A6200.JPG

Кирилл Шуваев, начальник управления пограничного контроля Лидского пограничного отряда:

— В связи с закрытием ПП «Лаворишкес» и «Райгардас» произошло перераспределение транспортных потоков на действующие переходы. За последние трое суток очередь грузового транспорта на выезд из Беларуси увеличилась с 570 до 730. Также около 50 легковых транспортных средств ожидает выезда из Беларуси. За последние сутки литовская сторона оформила около 50% грузовых транспортных средств от установленной нормы. Из-за этого и растут очереди и время ожидания, что доставляет дискомфорт людям, пересекающим границу. Увеличилась нагрузка на пограничные и таможенные службы, но мы справляемся. Белорусская сторона готова оформлять количество грузовиков в соответствии с нормами, если сопредельная будет работать соответствующе.

1C9A6166.JPG

1C9A6173.JPG

1C9A6215.JPG

Литовская сторона заявляла о планируемом увеличении числа сотрудников в погранпереходах за счет высвободившегося ресурса. Вместе с тем, сопредельные контрольные службы после закрытия 1 марта двух пунктов пропуска оформили 34% фур от нормы, а за выходные — 31%. Заявления должностных лиц Литвы не соответствуют действительности.

1C9A6119.JPG

Видес, житель Литвы:

— Занимаюсь фермерством. В Беларусь еду, «когда прижмет» — волка ноги кормят. В основном еду за топливом, сегодня — за торфобрикетом, продуктов по возможности прихвачу. В следующий раз планирую теплицу купить — сезон пора открывать. Почему у вас, и так, я думаю, понятно — цена. Отличная вещь — безвиз. Правда, теперь придется реже бывать в Беларуси. Живу в городе Алитус, пересекал границу на другом пропускном пункте, до него 75 км, теперь дорога увеличилась на 50 км в одну сторону, да и очереди, знаете. Получается позиция наших властей свелась к созданию проблем собственным гражданам, желающим воспользоваться популярным белорусским безвизом.

Более 39 тысяч жителей ЕС въехали в Беларусь по безвизу с начала 2024 года. Свыше 22 тысяч являются гражданами Литвы, 7,5 тыс. граждан Латвии, еще 7 062 иностранца имеют польский паспорт.

Обострение обстановки на границе в большинстве на себе ощущают водители-дальнобойщики. Недельные сроки ожидания, очереди, поездки в объезд сказываются на людях. У кого-то срываются бизнес-планы, а кому-то жаль впустую потраченных дней. За такое время простоя можно было бы совершить еще один рейс или побыть с родными дома. Но уж точно не просиживать в пробке из-за странных действий европейских политиков.

1C9A6186.JPG

Руслан, житель Молдовы:

— В «дальнобое» лет пять. В основном ездил через «Привалку», через «Бенякони» еду впервые. Дома бываю раз в месяц, видимо, теперь придется раз в полтора — время простоя на границе увеличилось. Чем это все закончится, не знаю. Уверен, что многие мои коллеги будут искать новое место работы. Заработанные деньги не окупят затраченные силы, нервы и средства…

Боян, житель Сербии:

— На въезд в Беларусь четыре дня простоял в литовском отстойнике — на границе литовцы работают слабо. Условия ожидания тоже не очень хорошие: в магазинах все дорого. В простоях водители много теряют. В моих привычных маршрутах такие страны, как Венгрия, Словакия, Польша, Латвия, Эстония, Беларусь.

1C9A6163.JPG

Александр, житель Лиды:

— Восемь часов стою на границе, до этого пять суток — в накопителе. Сам из Лиды, поэтому была возможность побыть с семьей. Это основная причина выбора пункта перехода — ближе к дому. Раньше движение на границе было интенсивнее.

1C9A6157.JPG

Павел, житель Гродно:

— 29 февраля на легковом авто ехал по делам в польский Белосток через ПП «Привалки» — не успел. Пришлось через несколько дней крюк делать, через «Бенякони». Из зоны ожидания вызвали спустя два часа, это немного по времени относительно. Я — грузоперевозчик, на фуре чаще ездил через брестский переход. С каждым разом логистика становится сложнее, а маршрут — длиннее. Всем ясно — убытки будут.

Многие компании перестраивают логистику, готовят новые пакеты документов и пересчитывают цены на свои услуги. На этом фоне Польша в очередной раз заявила, что не исключает полного закрытия всех сопредельных с Беларусью пунктов пропуска. Чего ждать дальше? Прогнозы делать не берется никто. Наверняка известно одно — водителям опять придется буквально жить на обочине.

1C9A6177.JPG

Леонард, житель Литвы:

— То, что наши власти закрыли очередные пункты пропуска, просто возмутительно. Издевательство над людьми, что тут больше скажешь… Обычно власть должна стараться делать все для своих людей, а здесь, как видите, все наоборот.

1C9A6121.JPG

1C9A6124.JPG

1C9A6138.JPG

1C9A6144.JPG

1C9A6185.JPG

1C9A6191.JPG

1C9A6212.JPG

1C9A6226.JPG

1C9A6230.JPG

1C9A6232.JPG

1C9A6236.JPG

1C9A6239.JPG

1C9A6245.JPG

Галина ШЛЕМПО.

Фото Олега БЕЛЬСКОГО.

Добавление комментария
CAPTCHA
*