Репортаж с погранперехода «Бенякони»: как повлияло недавнее закрытие двух литовских пунктов пропуска на грузоперевозчиков и простых жителей?
С марта Беларусь связывает с ЕС только четыре пункта пропуска. Недавно Литвой, якобы из соображений национальной безопасности, закрыты два ПП «Лаворишкес» и «Райгардас». В августе 2023-го — временно прекратили действовать «Шумскас» («Лоша») и «Твярячюс» («Видзы»). Сегодня открытыми для пересечения остались «Мядининкай» и «Шальчининкай» — сопредельные к ним с белорусской стороны «Каменный Лог» и «Бенякони». Однако и здесь пересечь границу теперь смогут не все: литовская сторона ограничила передвижение людей на велосипедах и пешком, а также нерегулярные пассажирские перевозки автобусами. Такие меры привели к увеличению транспортного потока и, соответственно, очередей на границе. Наибольшая загруженность отмечается на пункте пропуске «Бенякони». За километра три к погранпереходу, на близлежащих к агрогородку стоянках, заправочных пунктах — скопление большегрузов. В последнюю неделю очередь к зоне ожидания в пункте пропуска значительно выросла.
Кирилл Шуваев, начальник управления пограничного контроля Лидского пограничного отряда:
— В связи с закрытием ПП «Лаворишкес» и «Райгардас» произошло перераспределение транспортных потоков на действующие переходы. За последние трое суток очередь грузового транспорта на выезд из Беларуси увеличилась с 570 до 730. Также около 50 легковых транспортных средств ожидает выезда из Беларуси. За последние сутки литовская сторона оформила около 50% грузовых транспортных средств от установленной нормы. Из-за этого и растут очереди и время ожидания, что доставляет дискомфорт людям, пересекающим границу. Увеличилась нагрузка на пограничные и таможенные службы, но мы справляемся. Белорусская сторона готова оформлять количество грузовиков в соответствии с нормами, если сопредельная будет работать соответствующе.
Литовская сторона заявляла о планируемом увеличении числа сотрудников в погранпереходах за счет высвободившегося ресурса. Вместе с тем, сопредельные контрольные службы после закрытия 1 марта двух пунктов пропуска оформили 34% фур от нормы, а за выходные — 31%. Заявления должностных лиц Литвы не соответствуют действительности.
Видес, житель Литвы:
— Занимаюсь фермерством. В Беларусь еду, «когда прижмет» — волка ноги кормят. В основном еду за топливом, сегодня — за торфобрикетом, продуктов по возможности прихвачу. В следующий раз планирую теплицу купить — сезон пора открывать. Почему у вас, и так, я думаю, понятно — цена. Отличная вещь — безвиз. Правда, теперь придется реже бывать в Беларуси. Живу в городе Алитус, пересекал границу на другом пропускном пункте, до него 75 км, теперь дорога увеличилась на 50 км в одну сторону, да и очереди, знаете. Получается позиция наших властей свелась к созданию проблем собственным гражданам, желающим воспользоваться популярным белорусским безвизом.
Более 39 тысяч жителей ЕС въехали в Беларусь по безвизу с начала 2024 года. Свыше 22 тысяч являются гражданами Литвы, 7,5 тыс. граждан Латвии, еще 7 062 иностранца имеют польский паспорт.
Обострение обстановки на границе в большинстве на себе ощущают водители-дальнобойщики. Недельные сроки ожидания, очереди, поездки в объезд сказываются на людях. У кого-то срываются бизнес-планы, а кому-то жаль впустую потраченных дней. За такое время простоя можно было бы совершить еще один рейс или побыть с родными дома. Но уж точно не просиживать в пробке из-за странных действий европейских политиков.
Руслан, житель Молдовы:
— В «дальнобое» лет пять. В основном ездил через «Привалку», через «Бенякони» еду впервые. Дома бываю раз в месяц, видимо, теперь придется раз в полтора — время простоя на границе увеличилось. Чем это все закончится, не знаю. Уверен, что многие мои коллеги будут искать новое место работы. Заработанные деньги не окупят затраченные силы, нервы и средства…
Боян, житель Сербии:
— На въезд в Беларусь четыре дня простоял в литовском отстойнике — на границе литовцы работают слабо. Условия ожидания тоже не очень хорошие: в магазинах все дорого. В простоях водители много теряют. В моих привычных маршрутах такие страны, как Венгрия, Словакия, Польша, Латвия, Эстония, Беларусь.
Александр, житель Лиды:
— Восемь часов стою на границе, до этого пять суток — в накопителе. Сам из Лиды, поэтому была возможность побыть с семьей. Это основная причина выбора пункта перехода — ближе к дому. Раньше движение на границе было интенсивнее.
Павел, житель Гродно:
— 29 февраля на легковом авто ехал по делам в польский Белосток через ПП «Привалки» — не успел. Пришлось через несколько дней крюк делать, через «Бенякони». Из зоны ожидания вызвали спустя два часа, это немного по времени относительно. Я — грузоперевозчик, на фуре чаще ездил через брестский переход. С каждым разом логистика становится сложнее, а маршрут — длиннее. Всем ясно — убытки будут.
Многие компании перестраивают логистику, готовят новые пакеты документов и пересчитывают цены на свои услуги. На этом фоне Польша в очередной раз заявила, что не исключает полного закрытия всех сопредельных с Беларусью пунктов пропуска. Чего ждать дальше? Прогнозы делать не берется никто. Наверняка известно одно — водителям опять придется буквально жить на обочине.
Леонард, житель Литвы:
— То, что наши власти закрыли очередные пункты пропуска, просто возмутительно. Издевательство над людьми, что тут больше скажешь… Обычно власть должна стараться делать все для своих людей, а здесь, как видите, все наоборот.
Галина ШЛЕМПО.
Фото Олега БЕЛЬСКОГО.