Сегодня — День памяти воинов-интернационалистов. Служил «за речкой»
Декабрь 1979 года изменил судьбы многих советских парней, проходивших срочную службу. Было принято решение о вводе советских войск в Афганистан. Девять лет и пятьдесят один день около 600 тысяч граждан Советского Союза, в преимущественном большинстве 18-20-летних юношей, исполняли интернациональный долг. Был среди них и Виктор Гутов.
— Когда у меня спрашивают, где служил, отвечаю «за речкой». Боевые товарищи поймут, — неохотно обращается к воспоминаниям воин-интернационалист.
Таджикистан от Афганистана отделяет река Пяндж, длина границы по ней — 921 км. Второй рекой, на узбекско-афганской границе, была Амударья, через которую вводили и затем выводили войска. За этими водными артериями и располагалось то самое место «за речкой». Эту подменную фразу активно использовали не только солдаты, но и в публикациях, фильмах, книгах.
— 26 ноября 1978-го меня новобранцем отправили в Забайкалье, в дорожно-автомобильный батальон. Тогда было открыто строительство дороги Москва-Владивосток, — рассказывает собеседник. — В 1979 году нас перебросили на Дальний Восток, сообщили об отправке в Афганистан. Батальон расформировали и доукомплектовали. После двухнедельного переезда временное место стоянки батальона было определено в Кушке, жили в горном массиве, в палатках. Нас встретили чужая природа, обычаи и опасность, подстерегающая на каждом шагу.
Через некоторое время были получены новые МАЗы, КАМАЗы, ЗИЛы и другая техника. Позже наше место расположения было под Шиндандом. Я был командиром ремвзвода. Афганистан видел через лобовое стекло ЗИЛа-131. Он был укомплектован различным оборудованием для ремонта.
Советские воины-атомобилисты в среднем за год перевозили по афганским дорогам 780 тыс. тонн грузов, 57 тыс. тонн доставлялись водным путем и примерно 40 тыс. тонн — авиацией. Автодороги изобиловали тоннелями, мостами, крутыми подъемами и спусками.
— Рейсы у нас были в основном трехдневные, по маршруту Шинданд-Кушка. Движение колонн осуществлялось в сложнейших боевых условиях, при постоянных диверсионно-засадных действиях душманов. Как минимум три единицы техники теряли с каждого рейса. Установка была такая: попал снаряд в машину, БТР подъезжал и стягивал ее с дороги, чтобы освободить путь колонне. Лента автомашин включала около ста единиц, и потери могли быть гораздо больше, — лирическое отступление прерывает рассказ:
По дорогам крутым, сквозь холодный туман
Тянут в гору ЗИЛы, надрывая кардан.
Автоматы в руках, передернут затвор,
Не остаться б в горах, так молись за мотор.
Перевозили разные грузы: от строительных материалов, продуктов питания до вооружения. За время службы в Афганистане Виктор Васильевич совершил не меньше 25 рейсов.
— В 1980-е попасть в «ограниченный контингент» боялись и старались всеми правдами и неправдами избежать этого, особенно когда в города и поселки стали приходить похоронки и цинковые гробы, — непроизвольно беседу прервала символичная минута молчания. — А мне, можно сказать, повезло: вернулся живым, здоровым. Но, знаете, война не бывает легкой. Это кровь, это земной ад… Ну а потом начались гражданские будни, семейные хлопоты.
Родом я из Казахстана, всю сознательную жизнь там и прожил. А на пятом десятке довелось сменить прописку и гражданство. Из-за нестабильной обстановки в стране, безработицы, тяжелого материального положения семьи в 2007-м решили переехать в Беларусь. Сюда позвали нас родственники, переехавшие раньше. Они и хозяйство, в котором трудоустроились, помогли с жильем, бытом. Получили гражданство, обжились, все хорошо. В Казахстане осталась мать, моя сестра забрала ее к себе. Созваниваемся по видеосвязи каждый день. Годы идут, скоро вот и мне на пенсию — еще одна дата в биографии появится.
А 15 февраля для меня и многих моих друзей — День памяти, мужества и нерушимого боевого братства. Нужно помнить, чтобы история не повторилась. Как говорил Герой Советского Союза генерал-полковник Борис Громов, самым скорбным итогом афганской войны стала гибель наших солдат и офицеров… Только переговоры и достижение компромисса помогают выйти из тупика. Это единственно верный путь при разрешении любых проблем…
Галина ШЛЕМПО.
Фото автора и из архива Виктора ГУТОВА.