Нашей памятью хранимы

1C9A2404

В Великой Отечественной войне участвовали тысячи жителей Вороновщины. В первые же дни многие были призваны на военные сборы, мобилизованы на строительство оборонительных укреплений.

Пчолка

Они сражались в составе Красной Армии, партизанских формирований и подполья. Каждый из них сделал свой вклад в защиту Родины от нацистской  навалы.

1C9A2427

Многие наши земляки уже после освобождения района из-под трехлетней немецкой оккупации ушли на войну. Одни служили в Красной Армии, другие были призваны в Войско польское. Домой к мирному труду вернулись не все.

1C9A2420

В Конвелишском сельсовете, к примеру, в послевоенное время проживало  25 ветеранов Великой Отечественной войны: Б.М. Юневич, Д.С. Дорняк, В.К. Дашкевич, В.М. Милюнец, С.А. Тарасевич, М.И. Юша, В.В. Рогальский, И.К. Зубель, И.Ф. Зубель, В.К. Бужинский, В.В. Своробович, С.Ф. Неверкевич, И.К. Декан, б.К. Дудойть, С.И. Высоцкий, А.К. Ловец, А.А. Барановский, К.М. Быринский, А.А. Неверкевич, И.К. Неверкевич, С.Ф. Неверкевич, А.Я. Рогожа, Л.А. Пчелко, В.Ф. Русакевич, Ю.Л. Склепович. Никого из них уже нет в живых.

 

Взял высоту — получил звание

НеверкевичИз воспоминаний ветерана Великой Отечественной войны Александра Антоновича Неверкевича, хранящихся в музее Конвелишского УПК:

— Больше всего мне запомнился бой на Эльбе у деревни Цвирдорф. Наша рота переправлялась через реку в числе передовых войск. Немцы открыли ураганный огонь, вокруг рвались мины и снаряды, в воздухе наши вели бой с вражескими самолетами. На берегу мы натолкнулись на минные заграждения. Под огнем противника саперы и часть бойцов нашей роты обезвредили мины и открыли путь к наступлению. Преодолев минное поле, наша рота продолжала наступление. Вскоре мы подошли к небольшой высоте, на которой укрепились немецкие пулеметчики, залегли. Положение было крайне тяжелое, и тут я увидел, что командир ранен. Решил взять командование на себя. Вскочив, скомандовал «Вперед!» Рота поднялась в атаку, высота была взята. За этот бой мне было присвоено звание ефрейтора. 

 Война — это страшно, лучше ее не знать

Зубель отец— Мой отец, Иосиф Францевич Зубель, ушел на войну уже после того, как наш район освободили от немецких захватчиков — осенью 1944-го. Мне тогда еще и года не было, — рассказывает 75-летний житель д. Малые Конвелишки Иосиф Иосифович Зубель, перебирая в руках сохранившиеся фото отца и награды: орден Великой Отечественной войны 2-й степени и юбилейные медали.  — Вернулся отец в 1945-м. Дома мало говорил о войне. Знаю, что был рядовым-пулеметчиком Войска польского, потом служил при штабе. Но слова, которые он часто повторял и детям и взрослым, я хорошо помню: «Вайна — гэта страшна, лепш яе не знаць…» Свои воспоминания о боевых дорогах он хранил глубоко в себе, а награды — дома. Помню, всегда надевал их в День Победы. В мирные годы отец много лет трудился в колхозе имени Мичурина на полеводстве, в строительной бригаде, работал на пилораме. Избирался членом правления колхоза. В 90-е годы у нас случился пожар. Дом сгорел. А с ним все наши и родительские сбережения, документы, фотоснимки военных лет. Отец тяжело перенес это несчастье. Но руководство колхоза, односельчане в беде не оставили. Помогли построить новый дом. В нем живем с женой и сейчас, тут выросли наши сыновья. 

Зубель сын

Ольга ВОРОБЬЕВА.

 

 

 
Добавление комментария
CAPTCHA
*