Комитет госконтроля информирует о нарушениях, допускаемых при рассмотрении обращений граждан
Комитетом государственного контроля Гродненской области на постоянной основе изучается состояние работы с обращениями граждан в учреждениях и организациях области. В ходе проводимых проверочных мероприятий выявляются следующие наиболее повторяющиеся нарушения, допускаемые в ходе рассмотрения обращений.
Имеет место несоблюдение статей 9 и 14 Закона Республики Беларусь «Об обращениях граждан и юридических лиц» (далее - Закон) в части принятия мер для полного, объективного рассмотрения обращений.
Например, на обращение по вопросу принятия мер за непредъявление книги замечаний и предложений для записи о наличии товара с истекшим сроком годности в магазине заявитель был проинформирован о проведении с работниками магазина дополнительного инструктажа по вопросам добросовестного выполнения должностных обязанностей, соблюдения порядка выдачи книги замечаний и предложений, однако вопрос о привлечении виновного лица к дисциплинарной либо административной ответственности не рассматривался.
Установлены факты несоблюдения требований статьи 9 Закона в части недопущения формализма, бюрократизма и волокиты при работе с обращениями (в рамках рассмотрения обращения письмо с поручением о выполнении необходимых работ направлено в адрес организации-исполнителя только через три недели после поступления обращения).
Не всегда обеспечен надлежащий контроль за исполнением решений, принятых по результатам рассмотрения жалоб и заявлений, что не соответствует требованиям статей 9 и 14 Закона (по результатам рассмотрения обращения заявителю сообщено о том, что проведение ремонтных работ запланировано либо поручено исполнителю, обращение в тот же день списано в дело, в то время как работы фактически еще не начинались).
Имеют место нарушения установленных Законом сроков.
Так, ответ информационно-разъяснительного характера на обращение, не требующее дополнительного изучения и проверки, принятия каких-либо решений, совершения действий, был направлен заявителю по истечении 15-дневного срока (статья 17 Закона).
Уведомление заявителю о том, что решение вопросов, изложенных в обращении, не относится к компетенции, направлено по истечении установленных Законом 5 рабочих дней; заявителю не разъяснено, в какую организацию и в каком порядке следует обратиться (статья 10 Закона).
В ответах заявителю, в случаях, когда полностью или частично отказано в удовлетворении его требования (просьбы), нередко не указан порядок их обжалования (статья 18 Закона).
Обращаем внимание, что нарушение законодательства об обращениях граждан и юридических лиц (отказ в приеме обращения, нарушение сроков рассмотрения, непринятие в пределах компетенции мер по восстановлению нарушенных прав, свобод, законных интересов заявителя, отсутствие книги замечаний и предложений, а также ее непредъявление по требованию заявителя) в соответствии со статьей 10.10 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях влечет наложение на виновное лицо штрафа в размере до четырех базовых величин.
