Без срока давности. Кровавая свадьба
Общественно-политическая ситуация на Вороновщине в первые послевоенные годы оставалась очень напряженной из-за антисоветской пропаганды и бандитизма. После изгнания оккупантов продолжали звучать стрельба, взрывы, полыхали в огне дома, гибли невинные люди…
Террористический акт 75-летней давности в деревне Якубовцы вызывает ужас и спустя десятилетия. Свадебное застолье в доме жениха прервала внезапно ворвавшаяся банда. Автоматная очередь унесла жизни трех человек, некоторые были ранены. Среди погибших оказался председатель Якубовского сельсовета Иосиф Петрушевич. Погибли жених Владимир Янковский и местный житель Эдвард Адолевский.
В рамках возбужденного Генеральной прокуратурой Республики Беларусь уголовного дела по факту совершения нацистскими преступниками, их соучастниками, преступными формированиями в ходе Великой Отечественной войны и послевоенный период на территории БССР геноцида весной 2021 года районной следственной группой проведены опросы местных жителей по случаю произошедшему в д. Якубовцы в 1948 году.
Из протокола допроса свидетельницы П., 1939 года рождения, сестры жениха, ей тогда было девять лет:
«У нас дома собралось много людей — у брата Володи была свадьба. На «выправы» пришли родственники, односельчане. Все веселились, пели. Вдруг в дом зашли трое с автоматами и скомандовали: «Руки вверх!» Испугавшись, все начали выбегать, я нырнула под печь в соседней комнате. Началась стрельба, люди кричали. В помещении стало темно — керосиновые лампы потухли. Позже, когда бандиты ушли, мы увидели, что убили моего брата Володю, его «дружбанта» Эдварда Адолевского и председателя Иосифа Петрушевича. Свата Викентия Янковского ранили в руку. Все это происходило в доме, где я сейчас живу».
Из протокола допроса свидетельницы Я., 1935 года рождения:
«Мы с родителями были приглашены на свадьбу осенью 1948г. со стороны невесты. В ее доме ждали приезда жениха. Началась какая-то суматоха. Кто-то сказал, что в доме Янковских стреляли, жениха и еще несколько человек убили.
Помню, как мать невесты кричала, что это из-за нее, чтоб дочь убегала и пряталась. Позже из разговоров взрослых я поняла, что в банде Армии Крайовой оказался племянник женщины, за которой раньше, до отношений с нынешней невестой, ухаживал Владимир Янковский.
Говорили, что Ш., стреляя в председателя сельсовета Иосифа Петрушевича, крикнул: «Изменник Родины!»
После расправы в доме Янковских банда направилась в сельский совет, разгромили там все и ушли».
Эти события зафиксированы и в сообщении Радунского РК КП(б)Б в Гродненский обком:
«20 ноября примерно в 20-21 часов в помещение Якубовского сельсовета ворвалась бандгруппа в количестве 3-4 человек, вооруженные автоматами и пистолетами. Оборвали провода телефонной связи, со стен сорвали портреты и плакаты, а также разбили шкаф, разбросали документы и хотели поджечь, но хозяйка помещения упросила не делать этого…
... после совершения убийства бандиты направились в магазин сельпо этой же деревни, взломали замок, забрали товары на подводу на сумму 10 тыс. рублей и скрылись в направлении Василишковского района.
… Принятыми оперативными мерами работников РО МГБ убийцы выявлены и в настоящее время проводятся усиленные мероприятия по ликвидации террористической бандгруппы».
Анна КАРПОВИЧ, помощник прокурора Вороновского района.