Автокоролева, или Крутые виражи Зинаиды Кахно

Знай наших! 28 октября 16 1801


Уроженка д. Бастуны является чемпионом БССР по автомобильному спорту.

Насколько интересна моя работа, понимаешь, когда встречаешься с такими уникальными людьми, как Здислава (Зинаида) Михайловна Кахно. О нашей землячке, скромной «звезде» спортивного небосклона советских времен узнала совершенно случайно, готовя материал к профессиональному празднику автомобилистов. А все началось с того, что меня заинтересовал водительский стаж этой женщины — более 60 лет!

Родилась Зинаида Михайловна в 1935 году в д. Занюны Бастунского сельсовета. Шестилетним ребенком встретила Зюта (так ее называли в детстве) Великую Отечественную войну. За столько лет в памяти не стерлись воспоминания о тех страшных событиях, но говорить о них и сейчас сложно. Гибель знакомых, друзей, бомбежка, пожары, не раз лишавшие крова, 12-летняя ссылка отца, голод… После войны с другими детьми собирала гранаты, отыскивала мины. Много людей подорвалось на снарядах, но Бог уберег их семью от этой беды.

В 14 лет началось знакомство Зинаиды с техникой. После войны для восстановления Минска с периферии отправляли составы с камнями и щебнем. На станцию в Бастуны с местных полей их тоже свозили. Это все происходило на глазах девчонки, которую магнитом тянуло к машинам. Иногда она даже угоняла грузовики, чтобы лучше освоить езду. Используя любую минутку, Зюта приставала к водителям с расспросами о тех или иных деталях автомобиля. Кто-то шутливо отмахивался от нее, кто-то раздражался, мол, «не женское это дело». Кто б мог тогда подумать, что своим упорством и усердием щупленькая на вид девочка добьется таких высот в автомобильном спорте и станет известной во всем союзе?

Чтобы помочь своей семье, Зинаида несколько сезонов отработала грузчицей на камнях, не официально была на подхвате в водительском ремесле. Приходилось ездить даже на легендарном «Студебекере», выпускавшемся в 1941-1945 годы. В начале 50-х решила учиться на водителя. Окончив частные курсы в Эйшишках, куда пешком сходила 12 раз, преодолевая расстояние в 60 километров, на отлично сдала экзамен в Гродно. Получив заветное удостоверение шофера 3-го класса, новоиспеченный водитель трудилась на ЗиС-5, потом в местном хозяйстве на бензовозе, позже на различных грузовых авто по всей республике. Экстремальных ситуаций на дороге было много, работать приходилось и по ночам. За эти годы девушка сумела доказать всем, что она неоспоримый профессионал в «мужском» деле.

1963 год стал отправной точкой спортивной карьеры Зинаиды Михайловны — третье место в многоборье по автоспорту. И уже через год имя автокоролевы (так называли ее журналисты) звучало по центральному телевидению, на радио, на страницах газет: за I место в лично-командном первенстве БССР по автомобильному спортивному троеборью в классе машин «Волга» З.М. Кахно присвоено звание чемпиона БССР с вручением золотой медали.  Мама девушки, узнав об этом событии, очень перепугалась за дальнейшую судьбу дочери и просила все бросить и вернуться в деревню. Но лидерские качества, упорство и любовь к выбранному делу не позволили ей это сделать. Победы в спорте такого уровня повторялись не единожды на протяжении 20 лет. Интересен тот факт, что до 1975 года раздельного зачета соревнований по автоспорту для мужчин и женщин не существовало, поэтому на протяжении многих лет соперниками Зинаиды были мужчины, которых она умело обходила на крутых виражах. Да и в стрельбе из спортивного пистолета она показывала отличные результаты, выбивая 99 очков из 100. В 1980 году после успешного участия во Всесоюзном конкурсе профмастерства водителей автомобилей Зинаиде Михайловне объявлена благодарность министра автотранспорта БССР. Призовые места на этом же конкурсе в последующие два года принесли Кахно звание «Мастер спорта СССР» и награду — автомобиль ВАЗ-2105 «Жигули». Кстати, в хороших руках машина, как новенькая, и сейчас верой и правдой служит своей хозяйке. После завершения спортивной карьеры Зинаида Михайловна продолжала участие в соревнованиях, только уже в качестве строгого и непредвзятого жюри.

Безупречная репутация у З. Кахно была не только в спорте, но и на работе. Значок «За работу без аварий» I степени — это ли не подтверждение моих слов. После выхода на пенсию женщина еще долгое время работала в «Белсовпрофсоюзе», крепко и надежно держа в руках «РАФ», «ГАЗ-52» и «Москвич».

Будучи в гостях у чемпионки, отметила скромность этой милой женщины, прекрасной собеседницы с громким именем Зинаида Кахно. Поздравляем непревзойденную автоледи с профессиональным праздником и желаем долгой жизненной дороги без ухабов.

Галина ШЛЕМПО.

Фото автора и из архива Зинаиды КАХНО.










Добавление комментария
CAPTCHA
*