«Сделаю потом» и как с этим бороться? Школьникам и их родителям советы дает педагог-психолог Оксана Рыжаненкова

Общество 22 ноября 25 161

«Сделаю потом» и как с этим бороться? Школьникам и их родителям советы дает педагог-психолог Оксана Рыжаненкова

Проблема, с которой, наверняка сталкивались многие родители и педагоги – прокрастинация (или лень) у школьников. Это «заболевание» современного мира, когда важные дела систематически откладываются на потом, уступая место менее значимым и более приятным занятиям. Почему же школьники прокрастинируют и как им помочь справиться с этой вредной привычкой? Своими наработками по решению актуальной проблемы поделилась школьный педагог-психолог ГУО «Гнезновская средняя школа» Оксана Рыжаненкова, которая прислала сообщение на редакционный чат-бот.

Причины прокрастинации могут быть весьма разнообразны:

1. Страх неудачи. Ребенок боится не справиться с заданием, допустить ошибку и получить низкую оценку. Это может приводить к избеганию как самой деятельности, так и мыслей о ней.

2. Перфекционизм. Стремление к идеальному результату может парализовать. Ребенок боится сделать что-то неидеально и предпочитает ничего не делать вовсе.

3. Отсутствие интереса. Если задача кажется скучной и неинтересной, ученику сложно себя мотивировать на ее выполнение.

4. Неумение планировать время. Отсутствие четкого расписания и понимания, сколько времени потребуется на выполнение задачи, может приводить к тому, что ребенок просто не знает, с чего начать.

5. Перегрузка. Слишком большое количество заданий и обязанностей может вызвать чувство усталости и апатии.

6. Низкая самооценка. Неуверенность в своих силах может заставлять ребенка избегать сложных задач, так как он заранее уверен в неудаче.

7. Отсутствие навыка саморегуляции. Школьнику может быть трудно контролировать свои импульсы и отвлекаться от соблазнов (игры, социальные сети).

Стратегии борьбы с прокрастинацией

К счастью, прокрастинацию можно победить! Следующие стратегии могут помочь учащимся в борьбе с ленью:

1. Учимся управлять временем

Составление расписания. Помогите ребенку составить реалистичное расписание на день, неделю, в котором будут учтены не только уроки и домашние задания, но и обязательно — отдых, занятия спортом и хобби.

Приоритизация задач. Научите определять приоритетные задачи, т.е. самые важные и срочные. В этом может помочь «Метод АБВГД» (где задачи «А» — очень важные, а задачи «Д» — можно сегодня не выполнять).

Использование техник планирования. Познакомьте ребенка с различными техниками тайм-менеджмента, такими как метод Pomodoro (25 минут работы, 5 минут перерыв) или матрица Эйзенхауэра (определение важности и срочности задач).

Планирование приятных занятий. В конце тяжелого дня или напряженной недели должно быть запланировано что-то приятное, веселое. Иначе стимула для завершения дел может не быть.

2. Зажигаем искру интереса

Найти смысл. Помогите ребенку понять, зачем ему нужно выполнять ту или иную задачу. Свяжите ее с его интересами и целями.

Поощрение. Хвалите ребенка за каждый выполненный шаг, даже если он кажется небольшим. Используйте как материальные, так и нематериальные поощрения (например, похвала или совместное времяпрепровождение).

Визуализация успеха. Предложите представить себе, как он будет себя чувствовать после успешного завершения задачи.

Поддержка и вера в успех. Важно, чтобы ребенок чувствовал поддержку и веру в свои силы. Объясните, что ошибки – это нормальная часть учебного процесса, и не стоит их бояться.

Совместная работа. Иногда выполнения домашнего задания вместе с ребенком, может быть достаточно, чтобы убрать прокрастинацию. Совместная работа, с возможностью спросить что-то или просто ощущать поддержку может изменить отношение к задаче.

3. Съедаем слона по кусочкам

Разбить большую задачу на мелкие, более управляемые этапы. Это делает задачу менее пугающей и более выполнимой.

Фокус на первом шаге. Предложите ребенку сосредоточиться только на первом шаге, не думая обо всем объеме работы.

Чередование видов деятельности. Если ребенок устал от одного вида деятельности, предложите ему переключиться на другой.

4. Создание благоприятной рабочей среды

Устранение отвлекающих факторов. Обеспечьте тишину и отсутствие отвлекающих факторов, таких как телевизор, телефон, компьютерные игры.

Организация рабочего места. Убедитесь, что у ребенка есть удобное рабочее место, где все необходимые материалы всегда под рукой.

Благоприятная атмосфера. Окружите ребенка позитивной и поддерживающей атмосферой, чтобы он чувствовал себя уверенно и спокойно.

5. Поиск помощи

Обращение к психологу. Если прокрастинация сильно осложняет жизнь школьника и никакие стратегии не помогают, то важно обратиться к психологу. Возможно, за прокрастинацией скрываются более глубинные проблемы (повышенная тревожность, депрессия, СДВГ).

Борьба с прокрастинацией – это длительный процесс, требующий терпения и понимания. Не ругайте ребенка за то, что он откладывает дела на потом – лучше помогите ему разобраться в причинах и научите справляться с этой проблемой. Верьте в своего ребенка, поддерживайте его и хвалите за каждый, даже самый маленький успех!

Фото:из открытых интернет-источников

https://grodnonews.by/



Добавление комментария
CAPTCHA
*