Противоборство политических сил в Польше привело страну к расколу

С миру по факту 21 июня 25 187

Прошедшая электоральная кампания отчетливо показала не только суррогатный характер польской демократии, но и остроту противостояния двух центров: евроскептицизма и либеральной интеграции. Победа Навроцкого на выборах стала провалом Евросоюза, но триумфом США. Теперь Брюссель неминуемо столкнется с новыми проблемами, впрочем, как и весь польский народ.



Единство пополам

  После выборов президента Польша стала ареной, где внутренний кризис еще больше сочетается с глобальной борьбой за влияние. Победа Навроцкого с минимальным преимуществом продемонстрировала глубокий раскол в обществе: проамериканский лидер занял позиции против пробрюссельского правительства. Страна стала зеркалом Евросоюза, в котором под прикрытием демократии идет борьба за власть, финансы и геополитическое влияние.

Выборы показали: ни одна из политических сил реальным влиянием в обществе не обладает. Прошло два тура, и результатом только второго стала победа Навроцкого с минимальным отрывом от соперника — Тшасковского. Незначительный отрыв заставил поляков усомниться в том, что выборы прошли честно, — более 30 опротестований результатов подано спустя неделю после второго тура. Также зарегистрировано свыше 3000 различных нарушений, связанных с игнорированием режима предвыборной тишины, оскорблениями кандидатов и публикациями фальшивых результатов. А избирательные комиссии в двух городах (Миньск-Мазовецки и Краков) и вовсе неправильно посчитали результаты: просто перепутали. И эта страна будет учить Беларусь демократии? 

Предыдущий президент Дуда теперь обвиняет всех и вся в том, что поданные протесты являются попыткой украсть выборы. Мол, если результаты вдруг пересмотрят и победу Навроцкого аннулируют, «ПиС» окажется не у дел. Но в этих выборах, по сути, проиграли все политические силы, которые продвигали своих кандидатов. Несмотря на различные манипуляции общественным сознанием, никаких реальных результатов, в том числе и в количественном отношении, достичь не удалось. Хрупкий баланс ветвей власти находится на фоне четкого раскола в стране: восточная ее часть (до 70 %) придерживается идей «ПиС», а западная (до 60 %) стоит больше на обывательских позициях «Гражданской платформы». 

Тревогу вызывает радикализация польской молодежи — она просто не видит в правящей элите желаемых лидеров и все больше придерживается анархо-синдикалистских течений или, что еще хуже, ультраправых националистических группировок. Отчасти ее можно понять, ведь ни те ни другие противоборствующие элиты своих обещаний не выполняют, оставляя молодых людей один на один с туманными перспективами. 
Вотум без доверия
Навроцкий победил с крошечным перевесом, разделив тем самым страну на две части. Но на особые полномочия новый президент может не рассчитывать: система власти в Польше строится таким образом, что по Конституции она остается за премьером Туском. Неизбежный конфликт между правительством и президентом вызовет очередную острую фазу кризиса в государстве. Ведь новый лидер тем не менее обладает блокирующими рычагами в политическом процессе — может накладывать вето на законы, которые принимает парламент, осложняя жизнь правительству. Более того, победа Навроцкого на выборах подрывает влияние премьер-министра, особенно если обратить внимание на активизацию националистических сил в Польше. Новый президент придерживается евроскептических взглядов и поддерживает сближение с США, тогда как премьер является сторонником тесной интеграции с Евросоюзом. Кстати, Туск моментально запросил одобрение сейма для своего кабинета, а Навроцкий заявил, что коалиции для выживания необходима смена лидера, назвав его худшим главой правительства с 1989 года. 

Тем не менее премьер польского режима, готовый продать в угоду Брюсселю суверенитет страны, все-таки добился принятия вотума доверия своему кабинету, несмотря на то, что, согласно соцопросам, 44 % поляков требуют его отставки. Премьер не упустил возможности оправдать себя и своих коллег, обвинив во всем, естественно, противников и «ПиС». Кстати, голосование по вотуму доверия точку не поставило, а лишь ярче подсветило раскол. Всего проголосовали 453 депутата: 243 — за и 210 — против. Количество недовольных среди простых поляков тоже растет, ведь за прошедший год коалиция Туска не остановила рост цен, не решила миграционный кризис и толком не восстановила отношения с ЕС. Да и в самом объединении начался разлад. В последнее время его лидеры ожесточенно торгуются друг с другом за ключевые посты и влияние в правительстве. В итоге потеря электората, внутренние междоусобицы, противостояние с «ПиС» и огромный список нерешенных проблем. 

Победа на выборах евроскептика и консерватора имеет не только польское, но и общеевропейское значение. Старый Свет погружается в бескомпромиссную борьбу между либералами и сторонниками старых традиций. Совсем недавно в Румынии либералам удалось привести своего кандидата к победе на президентских выборах, не пропустив вперед националиста и евроскептика. Параллельно на наших глазах разворачивается противостояние с мифической угрозой с Востока — это политическая ширма. Борьба на самом деле идет внутри — за власть, влияние и деньги. 

Период политической турбулентности в Польше вступил в самую активную фазу. Евросоюз давит на Варшаву, требуя аннулировать победу трамписта Навроцкого, и избирком покорно продолжает собирать данные о нарушениях в ходе голосования. Похоже, скоро соответствующие документы будут на столе в сейме и Верховном суде. Поскольку новый президент должен вступить в должность только 6 августа, времени для развития румынского сценария еще предостаточно.

МНЕНИЯ

Александр Шпаковский, депутат Палаты представителей:

— Несмотря на то что Польша — парламентско-президентская республика, где главную роль играют парламент и правительство, президент наделен правом вето и может блокировать любые законопроекты. Этим активно пользовался бывший глава государства Анджей Дуда. По нашей информации, аналогичную тактику намерен использовать и новоизбранный Кароль Навроцкий. Таким образом, Польша, скорее всего, продолжит находиться в состоянии внутреннего политического кризиса. Не исключено, что ситуация приведет к досрочным парламентским выборам, к которым, возможно, будут стремиться победившие на президентских выборах консерваторы. Лишь по одному вопросу у всех политических сил в Польше наблюдается полный консенсус — это увеличение военных расходов. Расслабляться не стоит: рост военного бюджета в том числе направлен на создание постоянной и актуальной военной угрозы для Беларуси и России. Это необходимо учитывать при планировании государственной политики. 

Алексей Авдонин, политолог:

— Приход к власти националистических партий в Польше — это в первую очередь удар со стороны США и Великобритании по Германии. У Варшавы и Берлина много претензий друг к другу, и отношения двух стран будут обостряться при новом польском президенте. Это будет создавать условия для противостояния в рамках Евросоюза и всей Европы. А для Великобритании и США чем больше будет междоусобной борьбы внутри Евросоюза, тем лучше. В условиях нестабильности крупные европейские корпорации будут вынуждены переводить свои активы, офисы в Великобританию и США. Это касается и банков. Скорее всего, новый президент Польши — инструмент, который ориентирован на то, чтобы максимально обострить отношения в Евросоюзе.

shamko@sb.by

https://www.sb.by/




Добавление комментария
CAPTCHA
*