Доверие Господу, или Бездетность — это крест?

Духовность 09 августа 16 823


В наше время нередко проблемой современной семьи становится рождение детей. На бездетные семьи часто смотрят, как на неполноценные или с жалостью и сочувствием. Этой теме была посвящена наша беседа с настоятелем храма Святого благоверного великого князя Александра Невского иереем Игорем Волошиным.

— Многие женщины, которые по разным причинам не могут стать матерью, ощущают свою несостоятельность. Можно ли сказать, что бездетность — это крест?

— У проблемы бездетности два основания — физиологические проблемы супругов и воля Божия. Мы не знаем, почему жизнь в одних условиях зарождается даже вопреки обстоятельствам, а в других зачатия не происходит. Главное — не унывать: я знал пары, которые получали счастье родительства и после 13-14 лет брака, уже смирившись с бездетностью. Господь посылает нам испытания не «за что-то», а для «чего-то». Возможно, для того чтобы вы начали молиться, пришли к Богу, научились смирению или чтобы вы подарили семью сироте из детского дома, усыновив его.

— Нужно ли лечиться от бесплодия или только надеяться на чудо?

— Конечно, отсутствие детей в семье — это повод начать вести христианскую жизнь и молиться сугубо о даровании чад. Здесь терпение нужно проявить немалое. Родители, зачавшие и родившие ребенка в таких сложных обстоятельствах, воистину знают высокую цену и смысл отцовства и материнства. Но если детей нет и нет, всегда наступает момент, когда семья задается вопросом: а где «грань ожидания»? И в чем воля Божия? Жить ли дальше, всецело и смиренно положившись на Господа, или усыновлять детей, или прибегнуть к медицинской помощи? Думаю, все должно делаться с рассуждением и духовно, то есть с молитвой и советом с семейным духовником. Безусловно, будет правильно обратиться к врачам, пройти обследование и прибегнуть к их помощи, это не грешно, врачей тоже сотворил Господь. Однако здесь надо быть внимательным, чтобы не переступить грань дозволенного — некоторые современные методы «репродуктирования» противны Божиим заповедям.

— Как православным христианам нужно относиться к современным технологиям решения проблем бесплодия (например, искусственное оплодотворение)?

— Отношение Церкви к искусственному оплодотворению изложено в документе, который называется «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви». Процитирую часть данного документа: «XII.4 Применение новых биомедицинских методов во многих случаях позволяет преодолеть недуг бесплодия. В то же время расширяющееся технологическое вмешательство в процесс зарождения человеческой жизни представляет угрозу для духовной целостности и физического здоровья личности. Под угрозой оказываются и отношения между людьми, издревле лежащие в основании общества.

… В мире постепенно вырабатывается отношение к человеческой жизни как к продукту, который можно выбирать согласно собственным склонностям и которым можно распоряжаться наравне с материальными ценностями. В молитвах чина венчания Православная Церковь выражает веру в то, что чадородие есть желанный плод законного супружества, но вместе с тем не единственная его цель.

…Поэтому пути к деторождению, не согласные с замыслом Творца жизни, Церковь не может считать нравственно оправданными. Если муж или жена неспособны к зачатию ребенка, а терапевтические и хирургические методы лечения бесплодия не помогают супругам, им следует со смирением принять свое бесчадие как особое жизненное призвание. Пастырские рекомендации в подобных случаях должны учитывать возможность усыновления ребенка по обоюдному согласию супругов. К допустимым средствам медицинской помощи может быть отнесено искусственное оплодотворение половыми клетками мужа, поскольку оно не нарушает целостности брачного союза, не отличается принципиальным образом от естественного зачатия и происходит в контексте супружеских отношений. Манипуляции же, связанные с донорством половых клеток, нарушают целостность личности и исключительность брачных отношений, допуская вторжение в них третьей стороны.

…«Суррогатное материнство»,.. противоестественно и морально недопустимо даже в тех случаях, когда осуществляется на некоммерческой основе. Эта методика предполагает разрушение глубокой эмоциональной и духовной близости, устанавливающейся между матерью и младенцем уже во время беременности.

… Нравственно недопустимыми с православной точки зрения являются также все разновидности экстракорпорального (внетелесного) оплодотворения, предполагающие заготовление, консервацию и намеренное разрушение «избыточных» эмбрионов. Именно на признании человеческого достоинства даже за эмбрионом основана моральная оценка аборта, осуждаемого Церковью (см. ХII.2).

Оплодотворение одиноких женщин с использованием донорских половых клеток или реализация «репродуктивных прав» одиноких мужчин, а также лиц с так называемой нестандартной сексуальной ориентацией, лишает будущего ребенка права иметь мать и отца. Употребление репродуктивных методов вне контекста благословенной Богом семьи становится формой богоборчества, осуществляемого под прикрытием защиты автономии человека и превратно понимаемой свободы личности».

Поэтому ко всему нужно подходить с рассуждением. Необходимо знать, что лежит в основе той или иной технологии, какие препараты при этом будут использоваться. Например, всем известно, что при некоторых видах оплодотворения оплодотворяются сразу несколько яйцеклеток, а потом «лишние» зародыши уничтожаются. Естественно, это ни в коем случае недопустимо. Потому что мы понимаем, что убивают здесь уже человека, убивают жизнь. Тут двух мнений быть не может.

— Можно ли рассматривать усыновление как выход для бездетной пары?

— Отдать кому-то свою любовь, тепло — это по-христиански. И мы знаем семьи, где таких усыновленных детей несколько. Это, конечно, дело Божие, благословенное. Но и здесь нужна рассудительность, необходимо советоваться с духовником, молиться и трезво оценивать свои силы и возможности, чтобы не руководствоваться одними эмоциями. Решение об усыновлении — это большая ответственность, «отступление назад» потом будет сродни греху предательства. Да сохранит от этого Господь!

— Многие считают, что без детей семья не имеет смысла. Так ли это?

— Важнейшее дело нашей жизни — обретение вечного спасения — существенно не зависит от наличия или отсутствия детей. Главным чувством должно остаться доверие Промыслу Божию, в ведении которого остаются все наши земные, не зависящие от нас обстоятельства. Научитесь любить друг друга и доверять Богу. Он один лишь знает, что для вас лучше на данный момент. И тогда он обязательно услышит искренний крик вашей измученной души и подарит вам желанных детей.

Галина ШЛЕМПО.

Молитва супругов о даровании детей


Услыши нас, Милосердный и Всемогущий Боже, да молением нашим ниспослана будет благодать Твоя. Будь милостив, Господи, к молитве нашей, вспомни Закон Твой об умножении рода человеческаго и буди милостивым Покровителем, да Твоею помощию сохранится Тобою же установленное. Ты властною силою Твоею из ничего все сотворил и положил начало всего в мире существующего — сотворил и человека по образу Своему и высокою тайною освятил союз супружества и предуказание тайны единения Христа с Церковью. Призри, Милосердный, на рабов Твоих сих (имена), союзом супружеским соединенных и умоляющих о Твоей помощи, да будет на них милость Твоя, да будут плодовиты и да увидят они сына сынов своих даже до третьяго и четвертаго рода и до желаемой старости доживут и войдут в Царство Небесное через Господа нашего Иисуса Христа, Которому всякая слава, честь и поклонение подобает со Святым Духом во веки.

Аминь.
Добавление комментария
CAPTCHA
*