Дирижеры стальных магистралей


Дежурный станции «Бастуны»  Юлия Пичугина.


Сотрудники железнодорожных станций «Бастуны» и «Бенякони» УП «Барановичское отделение  белорусской железной дороги» обеспечивают бесперебойное и безопасное движение поездов на 30-километровом участке от границы с Литвой до ст. Гуды.  Эта ветка — своеобразный мост между странами Таможенного союза и Евросоюзом. По ней следует  транзитный грузопоток.

Встречать и провожать поезда — неизменная «участь» дежурного по станции. Сказать, что это важный участок работы, не сказать практически ничего. Мы видим лишь его незначительную часть: выход на перрон и взмах жезлом. Для нас это запоминающийся образ железнодорожника. На самом же деле в это время идет свето-звуковой диалог: увидев красный диск, машинист приближающегося поезда дает тройной гудок, затем один в ответ на белый диск. Примерно это означает: «На этом участке остановиться!» —  «Понял!», «Не уснул?» — «Нет! Сохраняю бдительность!». Потом дежурный возвращается за пульт управления и готовит поезд к отправке. Делает необходимые записи в журнал, сообщает по коммутатору на следующую станцию время отправления, путь и длину поезда, чтобы там тоже своевременно выполнили необходимые действия. «Сделать маршрут,» — так они говорят. То есть зажечь необходимые входные-выходные сигналы на светофорах, перевести при необходимости стрелки. Ведь поезда не должны встречаться на одном пути. На стальных магистралях они не разъедутся. По сути дежурный по станции —  регулировщик движения на железной дороге, задача которого обеспечить поезду беспрепятственное следование по курсу на своем участке. На 12 часов он берет на себя эту ответственность.

Сердце железнодорожной станции — пульт управления. На этой схеме, как на ладони, уменьшенная копия путей на участке ответственности станции. Каждая лампочка и рычаг должны своевременно повернуться, загореться, подать звуковой сигнал. Ни днем, ни ночью дежурный не оставляет помещение пульта управления. Облегчила работу на станции «Бенякони» установка камер видеонаблюдения — на экране монитора просматриваются все участки путей, перрон, касса и зал ожидания. В ближайшей перспективе они появятся и в Бастунах. Но это не заменит внимательности, организованности, даже скрупулезности дежурных на своем рабочем месте.

У железной дороги свои правила, своя речь, жизнь. Со стороны она может показаться скучной и однообразной. Но стальная магистраль связывает людские судьбы, влюбляет в себя тех, кто однажды связал с нею свою профессию. В чем же ее притягательность? Наверное, в красивом и строгом движении вперед.

Солидный стаж семьи Салаш




Профессиональный праздник Сергей и Светлана Салаш отмечают вместе. Обязательно поздравляют в этот день маму, поминают добрым словом отца и прадеда. Железнодорожный стаж у семьи Салаш солидный — на всех 100 лет и наберется! Еще в конце ХIХ века семейную династию начал прадед Яков Людвикович Микуть (фото 1). Он был машинистом поезда, курсировавшего между Ленинградом и Иркутском. Первым местом работы стала железнодорожная станция в Лиде для мамы Сергея — Элеоноры Ромуальдовны (фото 2).



Она начала зарабатывать себе на хлеб сразу после окончания восьмилетки, потому что в многодетной семье тяжело было без кормильца. В 19 лет у нее появилась первая запись в трудовой книжке «Рабочая связи 1 разряда». Потом была списчиком вагонов, приемосдатчиком груза и багажа, билетным кассиром. Без малого сорок  лет на разных должностях проработала она в сфере железнодорожного сообщения. Здесь же, на работе или благодаря работе, нашла свое семейное счастье.



С Леонидом Кондратьевичем (фото 3) «заметили» друг друга в очереди за зарплатой. В 70-е супруги переехали в Бастуны, куда был назначен начальником железнодорожной станции глава семьи. Супруги Салаш получили служебное жилье, здесь и обосновались. Сын Сергей из-под родительского крыла рванул в небо, получив образование в Выборгском авиационном техническом училище, но летал по просторам Советского Союза недолго. Лихие 90-е вернули его на родину, где летчику-технику работы не нашлось. Вскоре появилась вакантная должность дежурного по станции на Барановичской железной дороге. Стоит ли говорить, что Сергей Салаш, не раздумывая, трудоустроился в знакомую с детства сферу. Позже «заинтересовал» работой супругу Светлану. Она вслед за мужем получила специальное образование в Оршанском техникуме железнодорожного транспорта и до сих пор под руководством мужа работает дежурной по станции «Бенякони». Возможно, из четверых детей Сергея и Светланы или двоих сестры Татьяны кто-то продолжит железнодорожную династию Салаш.

Женское продолжение мужского начала



Ирина Ромашко, Елена Кульнис, Сергей Салаш,


Наталья Масель,  Светлана Салаш.


Железная дорога с первых дней своего существования была сугубо мужской сферой деятельности. Единственная должность, на которую изначально принимали женщин, — это «переездная сторожиха», то есть дежурный по переезду. Причем «переездный сторож» и «переездная сторожиха» обозначали две разные должности, на первую из которых принимали исключительно мужчин, на вторую — только женщин. Позднее женщины стали трудиться в качестве телеграфистов. На эту работу принимались исключительно девушки и вдовы. Только в начале ХХ века женщины официально были наделены правом занимать должности дежурного по станции и его помощника, кондуктора пассажирских вагонов, кассира, стрелочника.

В первый «женский» набор Вильнюсского техникума железнодорожного транспорта в 70-е годы попала и Елена Казимировна Кульнис. Со своим дипломом отличницы и математическими способностями она могла бы попробовать поступить по этому профилю в вуз, но выбрала мужскую профессию.  И осталась ей верна, отдав работе на железной дороге 25 лет. Большая часть трудовой биографии связана со станцией «Бенякони». Почему-то очень отчетливо помнится женщине первая экскурсия на железнодорожную станцию в Вильнюсе, где группе предстояло ознакомиться с работой дежурного. Пульт управления со множеством рычагов и лампочек вызвал у девушек неподдельный страх, а у Елены Казимировны — интерес и даже восхищение. Такая аппаратура позже пришла и на станции в сельской местности. Впоследствии все 18 ее однокурсниц, получив специальность, не связали жизнь с железной дорогой. А Елену Казимировну по тем временам все устраивало: и место расположения работы, и зарплата, и посменный график.

В числе первых женщин-дежурных  работала на железнодорожной станции «Бенякони» Наталья Иосифовна Масель. Должность постового стрелочника выхлопотал для единственной дочери отец «по блату». Их семья жила на хуторе, и о  престижной работе на железной дороге девушка могла только мечтать. Получила образование в Вильнюсском техникуме железнодорожного транспорта и была переведена на должность дежурного по станции. От мужчин она принимала ответственность за участок пути на полсуток и наравне с ними несла дежурство. Строгая, подтянутая, она совсем не рассчитывала на поблажки. А вот досаду приходилось прятать, когда подруги спешили на танцы по выходным или праздникам, а она заступала на ночную смену. Но скучать за потоками товарных составов ей было некогда, иногда успевала лишь дух перевести. Так, под стук колес, и пролетели почти четыре десятка лет ее трудового стажа.

С Еленой Казимировной Кульнис она живет на одной улице в аг. Бенякони. Есть что вспомнить ветеранам-железнодорожницам, а особенно они рады своим молодым коллегам, которые не забывают их навестить и поздравить с профессиональным праздником.

Ольга ВОРОБЬЕВА.

Фото Олега БЕЛЬСКОГО и из архива.
Добавление комментария
CAPTCHA
*