"Лявонам" — 28. Что дальше?..

Да мікрафонаў крок іх нетаропкі,
Ідуць, нібы з пакосу мужыкі,
Але ў руках трымаюць не літоўкі —
Баян і бубен, скрыпкі і ражкі.
Ідуць яны паважна і са сцэны,
А наўздагон шквал воплескаў грыміць…
Адно шкада: ім не відно замены.
Але ж ці можа хто іх замяніць?
(З  верша “Пяюць “Лявоны” В. Емяльянава)
Необходимое вступление
Публикуя череду материалов, посвященных 70-летию Вороновского района, редакция «ВГ» поступилась бы справедливостью, обойдя вниманием творческий коллектив —Народный ансамбль «Лявоны», ставший самым заметным явлением культуры в новейшей истории Вороновского края, его гордостью и духовной визитной карточкой. В интервью-размышлении с участниками ансамбля и с информационной помощью его «отца»-основателя В.К. Мацкевича и его соратников дается краткое обозрение творческого пути коллектива, его сегодняшнего дня и устремлений в день завтрашний. Думаю, вряд ли кто из вороновцев равнодушно относится к вопросу: как долго будет сиять звезда «Лявонаў»?
Неунывающему жизнелюбцу Вячеславу Константиновичу Мацкевичу не грозит диванно-телевизионное или огородное отшельничество, хотя он уже шестой год в пенсионном статусе. Нет, не смирится с застоем и покоем его неугомонная душа, по-прежнему рвущаяся, наперекор годам и учащающимся хворям, к людям в стремлении допеть недопетое, приобщая их к миру прекрасного, где раскрывается истинно человеческое  в человеке… Кроме преподавательской работы в школе искусств и руководства костельным хором, практически все остальное так называемое свободное время он отдает своему, по его признанию, детищу — ансамблю «Лявоны», которому в марте, по подсчетам основателей, «стукнет» 28 лет! По меркам творческого долголетия — немало. И редкостно! Если учесть, что ядро коллектива, т.е. группа из 6 человек (В. Мацкевич, Р. Маркилевич, А. Матюк, Н. Шманок, Э. Ли, А. Кукин), стоявших у истоков ансамбля, осталось нерушимо. Чем же объяснить феномен жизнеспособности этого, если исходить из основного рода занятий участников, полусамодеятельного-полупрофессионального, добровольного  объединения? На этот вопрос Вячеслав Мацкевич ответил предельно лаконично и откровенно: «Лявоны» — моя жизнь, воплощение моего творческого кредо, моей, если хотите, мечты!» Но я  не могу, не имею права, не добавить: и искрометного таланта Вячеслава Константиновича (его души, лидерских качеств), сумевшего на долгие годы сплотить вокруг себя разных, по-своему талантливых, людей на основе искренней, наследственной, т.е. идущей от предков, любви к песенно-музыкальному и танцевальному творчеству Принеманского края, в национальном многоцветьи духовной культуры которого есть, еще, к месту сказать, слабоизученный, вклад и Вороновщины. Как истинный сын родной земли (кстати, В. Мацкевич — уроженец д. Утканы), он счастливо для себя — и в итоге для всех нас — к началу 80-х годов, накопив к этому времени почти двадцатилетний опыт профессиональной музыковедческой педагогической деятельности и руководства художественной самодеятельностью вначале в общеобразовательных, затем в Вороновской детской музыкальной школах, зажегся идеей создать фольклорный музыкально-песенный коллектив, благо для этого была «почва» — «золотая жила» местных, конвелишских, трокельских, радунских и т.д., песен, полек, кадрилей, «страданий», прибауток и прочих народных придумок, многовекового духовного наследия трудового, в основном крестьянского, люда и, что можно назвать подарком судьбы,  почти одновременное, как бы по мгновению ока, появление «под рукой» группы молодых и задорных профессионалов — музыкантов с певческими голосами, горячо поддержавших идею. Это были теперь широко известные в районе, да и за его пределами, Александр Матюк, Ричард Маркилевич, Николай Шманок, Эдуард Ли, Вацлав Стефанович — преподаватели Вороновской ДМШ (теперь школы искусств), Александр Кукин, ветврач, братья Владислав и Валерий Рыхлевичи, служащие, Викентий Якович, партработник (разумеется, были в ансамбле и другие исполнители, покинувшие его в разное время и по разным причинам). «Обкатка» идеи, а вместе с нею «притирка» друг к другу, происходила, как это бывает в жизни,  исподволь, на различных мероприятиях в стенах школы или на вечеринках — сразу это воспринималось ими полушутя-полусерьезно, как разновидность полезного досуга, хобби, что ли… Однако, может быть, не столько поняли разумом, сколько почувствовали сердцем, что в этом вековом содружестве гармоник, бубнов, рожков, дудок, сдобренным раздольными и зажигательными певческими словами и мелодиями — их душа, поиск, удача, счастье, судьба… И когда они дерзнули выйти впервые, как раз по поводу женского дня 8 Марта (это был 1982 год), на сцену районного Дома культуры, презентовав битком набитому залу «бабушкины» песни и танцы (вроде “Чаму ж не прыйшоў”, «Утканскай» и «Рамашканскай» полек, «Воранаўскага вальса-букета», «Гневаецца маці» и др.), то, ошеломленные восторженными овациями, осознали, что народное искусство бессмертно и что они в начале правильного пути…
Как складывалась творческая биография «Лявонаў» — об этом, конечно, в подробностях на одной странице «ВГ» не расскажешь, поэтому отсылаю заинтересованных читателей к номерам «ВГ» разных лет, освещавших различные эпизоды из жизни ансамбля, а №2 «ВГ» за 21 марта 2007 года со статьей А. Матюка «Лявонам» — 25!» рекомендую особенно. Кстати, о «Лявонах» писала областная и республиканская печать, не обижены они вниманием телевидения и радио, а также зарубежных средств массовой информации (России, Польши, США и др.)…
Обозревая творческий путь коллектива, А. Матюк подытожил:
— Пик признания и славы ансамбля пришелся на вторую половину 80-х-начало 90-х годов прошлого века: в 1985 году он удостаивается звания «Народный», а в 1990 присваивается звание Заслуженного работника культуры БССР его руководителю — В.К. Мацкевичу. Это было действительно «звездное» время! Разве забудешь первое выступление на республиканской сцене, а именно в Минском Дворце спорта, в концерте, посвященном 40-й годовщине  Победы в Великой Отечественной войне, наряду с уже именитыми ансамблями «Сябры» и «Верасы», певцами Виктором Вуячичем и Ярославом Евдокимовым, получив из рук мэтра музыки Игоря Лученка наградной диплом… И гастрольные поездки в географическом диапазоне от Баку, Москвы и Череповца,Украины и Прибалтики, Белостока, Варшавы, Берлина до Нью-Йорка с массой непередаваемо ярких впечатлений, встреч с интересными людьми — артистами, певцами, композиторами, деятелями различных сфер государственной и общественной жизни и просто с рядовыми гражданами, можно сказать, людьми мира, самыми благодарными слушателями, ибо искусство — кратчайший путь к сердцу человека в любом уголке Земли, планетарную масштабность и вселенскую значимость которой нам посчастливилось ощутить. Благодаря  «Лявонам»… А вот насколько ощутили национальный характер белорусского народа в духовной интерпретации вороновских «Лявонаў», казалось бы, несопоставимые по «духу» слушатели, читатели могут почувствовать по свидетельствам, взятым из богатого архива А. Матюка, — корреспонденций по горячим следам событий собратьев-журналистов из противоположных полушарий Земли. Вот они. «А як цёпла вітала сёлета расійская сталіца нашых зямлякоў! Падчас Дзён Беларусі ў Маскве «Лявонаў» параўноўвалі з «Песнярамі», падыходзілі зусім незнаёмыя людзі, прызнаваліся ў любві да нашай сінявокай краіны, гаварылі пра дружбу, еднасць, жаданне, як і раней, жыць адной сям’ёй», — это пишет бывшая корреспондентка «Гродзенскай праўды», а ныне главный редактор Щучинской газеты Татьяна Ступакевич. Ей как бы вторит Михась Кавыль, сотрудник журнала «Беларуская думка» белорусской диаспоры в Нью-Йорке (№37, 1992 год) (сохраняю особенности авторской орфографии): «У суботу, 19 кастрычніка, заля Беларускага Культурнага Центру калацілася ад воплеску і выкрыкаў «брава»… Болей за трыццаць песняў і танцаў прапяялі і прайгралі «Лявоны» у той незабыўны вечар. Большая частка песьняў — новыя, ніколі не чутныя. А якое выкананьне! Ансамбль спеты і саграны. А дадайце да гэтых галасоў два гармонікі, скрыпку, чатыры дудкі, ражок, жалейку, акарыну, бубен і шумавікі і вы падымецеся у неба, паплывяце над роднымі пушчамі, рэкамі, гарадамі і вёскамі Беларусі»… Не символично ли, что ровно через две недели на этой же сцене выступили неподражаемые «Песняры». Затем о «Песнярах» и «Лявонах» писала местная, также нью-йоркская, газета «Беларус»…
Отгремели салюты славы, а с нею и молодость ветеранов ансамбля, в коллективе проходил и проходит естественный процесс обновления. Однако ветераны-основатели по-прежнему остаются его «сердцем», скрепляющей и вдохновляющей силой, по-прежнему мы видим и слышим любимых «Лявонаў», надеясь, не скрою, продлить радость этих встреч и в будущем… Впрочем, снова слово «лявонам»-ветеранам.
Ричард Маркилевич:
— С молоком матери я вскормлен словом и песнями своих предков, сельских тружеников. Они сформировали мой духовный мир, и отказаться от этого духовного наследия равносильно было бы отказу от самого себя. Поэтому вполне естественно мое участие в «Лявонах» — живом продолжении народной культуры.
Николай Шманок:
— «Лявоны» возбуждают во мне творческий импульс и укрепляют оптимистичный жизненный настрой. А если зрители воспринимают нас с радостью, то и нам радостнее жить. Значит, мы нужны друг другу. И, поверьте, мы еще не спели своей последней песни.
Вацлав Стефанович:
— Благодаря «Лявонам» мои жизненные горизонты значительно раздвинулись и обогатились: разве можно забыть гастроли по Беларуси, СССР!
Александр Кукин:
— Я в «Лявонах» с 1984 года. И породнило меня с ними не что иное, как любовь к песне. И пока буду жив, не изменю этой любви…
Викентий Якович:
— Мне часто вспоминается концерт в американском городке  Сарасота… Перед нами выступил необычный ансамбль. Ну уж очень старенькие бабульки играли на чем попало в стиле кантри. Так вот одна артистка-бабулька во время выступления упала со стула! Это я к тому, что «Лявоны» еще не в том возрасте, чтобы «падать» на сцене, им еще петь и петь…
Владислав Рыхлевич:
— Никогда не забуду мой дебют в составе ансамбля в минском Дворце спорта перед четырьмя тысячами зрителей…
Валерий Рыхлевич:
— А я ношу самое сильное впечатление о Западном Берлине — цитадели Шпандау и Рейхстаге, где мы сфотографировались на память.
Эдуард Ли:
— В ансамбле я со второго года его зарождения. Мне нравится царящий в нем микроклимат радушия и взаимопонимания.
На такой же сердечной ноте прозвучали высказывания «лявонаў», пополнивших ансамбль или заменивших ушедших из него в разные годы, которых я огульно называю «молодым пополнением», — Ивана Петюля, Александра Пашкевича, Владислава Букляревича.
— Вступление в ансамбль, — признается Владислав, — совпало с началом моей трудовой деятельности в Вороновской школе искусств. Мне, как самому молодому  его участнику, нравится основная творческая задача коллектива — увековечение  фольклора народа, и в этом деле как нельзя лучше годится мой любимый инструмент — балалайка…
На днях я снова встретился в РДК с «Лявонамі» и… «Ляванятамі», попав на их очередную совместную репетицию. Для памятного фотоснимка, который вы видите в газете, я попросил их облачиться в привычные сценичные костюмы, сшитые по народным традиционным мотивам. Завязалась душевная беседа с участием всех «заинтересованных» лиц. Конечно, живой, а значит, непростой, процесс передачи профессионального мастерства и жизненного опыта от «Лявонаў» к «Ляванятам», «разнокалиберным» по возрасту и характерам ребятам, никаким «пером» не опишешь и не передашь, но вот что я услышал от Вячеслава Константиновича:
— В педагогике рискованно что-либо загадывать. Одно могу сказать твердо, что сделаю все, что в моих силах и способностях, чтобы привить ребятам любовь к народному искусству — это, если хотите, дело моей чести. И «Ляваняты» подают надежды. Взять хотя бы Игоря Бобрицкого — он довольно успешно осваивает гармонь и намерен поступать на фольклорное отделение Гродненского колледжа искусств. Есть успехи у Димы Милюша (скрипка) и Влада Дюка (дудка), у других ребят. Буду рад, если хоть толика моих надежд воплотится в жизнь, этим она — моя жизнь — и наполнена…»
…На этой оптимистичной ноте, с волнующе-радостным «комком» в груди, расстался я с «Лявонамі»-«Ляванятамі», не расставаясь с ними в душе, осознав: у звезд не спрашивают, сколько они будут сиять…
Владимир ПУШНЕНКОВ.
Фото Сергея ГРИЧИКА.
От автора: выражаю особую благодарность
А. Матюку за помощь в подготовке материала.
Добавление комментария
CAPTCHA
*